Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 8(48), август, 2008 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Василий ЦЕЛИКОВ, академик МАХ,
эксперт ФГУП "Федеральный центр геоэкологических систем" (ФЦГС "Экология")
СОХРАНИМ ОЗОН ДЛЯ ПОТОМКОВ


Прогноз использования ГХФУ в холодильном оборудовании в среднесрочной и долгосрочной перспективах

Предыстория вопроса

Современными методами исследования верхних слоев атмосферы максимум концентрации озона в стратосфере регистрируется на высотах от 19 до 23 км. Именно эта часть атмосферного озона называется озоновым слоем. Его роль как в зарождении жизни на Земле, так и в ее дальнейшем поддержании чрезвычайно велика. Именно эта малая газовая составляющая атмосферы обеспечивает поглощение биологически опасного ультрафиолетового (УФ-В) излучения Солнца с длиной волны от 280 до 320 нм.

Во второй половине прошлого века было обнаружена связь между сокращением содержания озона в стратосфере и увеличением приземной УФ-В радиации. Следствием этого являются: рост частоты повреждения ДНК, нарушение генетического кода и ослабление иммунной системы человека и животных, заболевания (катаракта, рак кожи и сетчатки глаза и т.д.), гибель фитопланктона, являющегося основой кормовой базы Мирового океана, и катастрофическое снижение урожайности бобовых и зерновых культур. Также доказано негативное воздействие УФ-В излучения на промышленные материалы, различные виды резин и пластмасс.

Помимо этого, нагревание нижних слоев атмосферы из-за перераспределения тепла приводит к охлаждению стратосферы и изменению климата (рост экстремальных температур и частоты засух в одних регионах планеты и уровня осадков и затоплений - в других).

В конце 70-х гг. было зафиксировано сокращение содержания озона в стратосфере со скоростью (для средних широт) в 0,4-0,5 % в год. Анализ физико-химических причин этого явления выявил участие в процессе уничтожения озонового слоя Земли веществ антропогенного происхождения, которые называются озоноразрушающими (далее - ОРВ).

К ОРВ относятся органические химические соединения, содержащие хлор и/или бром (хлорфторуглероды - ХФУ; гидрохлорфторуглероды - ГХФУ; бромфторуглероды - галоны; четыреххлористый углерод - ЧХУ; метилхлороформ, бромистый метил и др.) и обладающие озоноразрушающим потенциалом (далее - ОРП).

Чем опаснее вещество для озонового слоя, тем выше его ОРП. С начала XX века химическая промышленность всего мира производила ОРВ во все возрастающих объемах, для использования в качестве аэрозольных пропеллентов, хладагентов, вспенивателей, растворителей, огнегасителей, стерилантов и т.д.

В марте 1985 г. в г. Вена была принята Венская конвенция об охране озонового слоя (далее - ВК). Через два месяца после этого появились первые публикации об обнаружении "озоновой дыры" над Антарктидой, что ускорило работу над разработкой последующих конкретных мер по поэтапному сокращению производства и потребления ОРВ. В сентябре 1987 г. в Монреале 46 странами был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - МП), которым был предусмотрен график таких мер в отношении ХФУ и бромсодержащих галонов, перечисленных в приложении А к протоколу. В последующем к МП были приняты поправки и корректировки, которые расширили перечень контролируемых веществ, сроки прекращения их производства и потребления, а также меры по ограничению экспортно-импортных операций и т.д. По состоянию на сегодняшний день Сторонами ВК (вступила в силу 22.09.1988) являются 191 страна, МП (01.01.1989) - 191 страна, Лондонской поправки к МП (10.08.1992) - 186 стран, Копенгагенской поправки к МП (14.06.1994) - 179 стран, Монреальской поправки к МП (10.11.1999) - 159 стран и Пекинской поправки к МП (25.02.2002) - 135 стран.

1. Законодательные и нормативные правовые документы, регламентирующие и регулирующие обращение, производство, потребление экспорт и импорт ОРВ на территории РФ

Производство, потребление, обращение, экспорт и импорт ОРВ в Российской Федерации подлежит регулированию на основании следующих законодательных и нормативных правовых документов.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-Ф3 "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ):

Первой статьей этого закона озоновый слой атмосферы отнесен к основным компонентам природной среды, а статьей 4 - к основным объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности.

Статьей 54 ФЗ установлено, что "охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ".

Основные нормативные правовые документы Правительства РФ в области охраны озонового слоя:

  • Постановление Правительства РФ от 03.07.1992 № 378 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой";

  • Постановление Правительства РФ от 30.08.1993 № 875 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и персонального состава этой комиссии";

  • Постановление Правительства РФ от 18.05.1994 № 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 гг.";

  • Постановление Правительства РФ от 24.05.1995 № 526 "О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой" (запрещен импорт и экспорт ОРВ и продукции на основе ОРВ в страны, не являющиеся Сторонами МП, введено обязательное лицензирование импорта и экспорта ОРВ и продукции на основе ОРВ в страны, являющиеся Сторонами МП и т.д.);

  • Постановление Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции";

  • Постановление Правительства РФ от 05.05.1999 № 290 "Об усилении мер государственного регулирования производства озоноразрушающих веществ в РФ" (установлено, что, начиная с 01.08.1999, производство ОРВ будет осуществляться в соответствии с квотами, утвержденными Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды совместно с Министерством экономики Российской Федерации, и на основании расчетных уровней, сроков и других требований МП, запрещено создание на территории РФ новых мощностей по производству ОРВ после 01.07.2000);

  • Постановление Правительства РФ от 09.12.1999 № 1368 "Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" (определено, что с 01.03.2000 импорт ОРВ в Российскую Федерацию и экспорт из РФ будут разрешены только в следующих случаях: для использования в качестве сырья в химическом производстве, для основных (особо важных) применений, предусмотренных МП и при транзитных перевозках между Сторонами МП);

  • Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 № 728 "О Соглашении между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о гранте для финансирования проекта "Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации";

  • Постановление Правительства РФ от 19.12.2000 № 1000 "Об уточнении срока мер государственного регулирования производства озоноразрушающих веществ в РФ" (перенесен определенный постановлением Правительства РФ от 05.05.1999 № 290 срок на 20.12.2000, с которого производство ОРВ в Российской Федерации разрешено только для их использования в качестве сырья в производстве иной химической продукции или для специальных случаев, предусмотренных МП);

  • Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 № 539 "О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой" (приняты Копенгагенская, Монреальская и Пекинская поправки к МП).

2. Озоноразрушающие вещества, используемые в производстве и сервисном обслуживании холодильной техники

Классификация веществ в рамках МП приведена в табл. 1, а ОРП ОРВ, применяемых в производстве и сервисном обслуживании холодильной техники, - табл. 2.

Табл. 1.
Классификация ОРВ в рамках Монреальского Протокола по веществам, разрушающим озоновый слой

Табл. 2.
Озоноразрушающие потенциалы (ОРП) озоноразрушщающих веществ

Производство ОРВ, перечисленных в приложениях А, В и С к МП, на территории бывшего СССР было сконцентрировано на территории РСФСР на следующих промышленных предприятиях (приведены их современные наименования): ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова" (Кирово-Чепецк, Кировская обл.), ОАО "Химпром" (Волгоград), ОАО "Галоген" (Пермь), ОАО "Алтайхимпром" (Яровое Алтайского края), ЗАО "Каустик" (г. Волгоград), ОАО "Редкинский опытный завод" (Редкино, Тверская обл.) и ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" (Санкт-Петербург).

В соответствии с обязательствами, вытекающими из МП (с учетом поправок), производство ХФУ в РФ должно было прекратиться к 01.01.1996. Учитывая экономическую ситуацию в стране и неготовность всех потреблявших эти ОРВ секторов промышленности, Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин в 1995 г. направил обращение к Сторонам ВК и МП с просьбой о предоставлении отсрочки. В результате производство ХФУ и других ОРВ, перечисленных в приложениях А и В к МП, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.1999 и от 19.12.2000 № 1000 было прекращено 20.12.2000. Из всей номенклатуры этих веществ в настоящее время сохранилось производство ХФУ 113 на ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова" и ЧХУ на ОАО "Химпром", которые с формальной точки зрения не считаются произведенными, так как они используются в качестве сырья для синтеза (ХФУ 113 - химически стойких фторполимеров, а ЧХУ - полимеров). В 2006-2007 гг. производился санкционированный отбор ХФУ-113 для обеспечения особо важных видов применения (изготовление и эксплуатация ракетно-космической техники). После прекращения производства ХФУ и ОРВ, перечисленных в приложениях А и B к МП, российская экономика функционировала в принципиально новых условиях, когда основным источником потребления этих веществ являлись их запасы, созданные предприятиями-производителями ОРВ. Эти запасы были исчерпаны к 2006 г.

Конверсия субъектов хозяйственной и иной деятельности на озонобезопасные вещества (далее - ОБВ) и технологии осуществлялась с середины 90-х гг. прошлого века и продлится по меньшей мере до второй половины следующего десятилетия. Многими промышленными предприятиями был выбран путь поэтапного перехода на ОБВ, в связи с чем они начали потреблять в качестве хладагентов, вспенивателей, растворителей и пропеллентов перечисленные в приложении С к МП переходные ОРВ - ГХФУ, производство и потребление которых регулируется соответственно Копенгагенской и Пекинской поправками, а также корректировками, принятыми на XIX-м совещании Сторон МП, 17-21 сентября 2007 г., Монреаль, Канада.

Производство ГХФУ сконцентрировано на ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова", ОАО "Химпром", ОАО "Галоген" и ОАО "Алтайхимпром" (на последнем созданы, но практически не используются мощности по производству ГХФУ 141b).

Остальные бывшие производители ОРВ в результате осуществленной в начале XXI века конверсии на озонобезопасные технологии полностью отказались от производства ОРВ и переходных ОРВ и перешли на выпуск озонобезопасных хладонов (ГФУ и др.).

Появление в обозримом будущем новых производителей переходных ОРВ маловероятно из-за инвестиционной емкости создания химических производств и наличия в России баланса по спросу и предложению.

Из всех ГХФУ в РФ в качестве хладагентов, вспенивателей и технологических средств очистки, обезжиривания и промывки наиболее широко используются: ГХФУ 21, ГХФУ 22, ГХФУ 141b и ГХФУ 142b. При этом самым массовым в РФ в производстве и потреблении является ГХФУ 22. Уровень использования ГХФУ 122, ГХФУ 122a, ГХФУ 123 и ГХФУ 225са остается незначительным и, по-видимому, уже не возрастет.

3. Производство, обращение и потребление переходных хладонов в Российской Федерации в 20014 2006 гг. (в метрических тоннах)

По-видимому, имеющиеся в настоящее время тенденции в производстве переходных ОРВ (ГХФУ) в РФ для всех видов применения (включая использование в качестве сырья для производства озонобезопасной продукции) в период с 2007 по 2030 гг. сохранятся, и не будут подвергаться сколько-нибудь значимым флуктуациям.

На основании информации, приведенной в таблицах 3-6, могут быть определены объемы ГХФУ, засчитываемые в рамках МП в качестве "производства ОРВ". При выполнении этих вычислений из общего объема производства ГХФУ вычитались вещества, использованные в качестве сырья. Ниже приведены объемы производства ГХФУ в терминологии МП.

Табл. 3.
ГХФУ 21

Табл. 4.
ГХФУ 22

Табл. 5.
ГХФУ 141b

Табл. 6.
ГХФУ 142b

Табл. 7.
Производство ГХФУ в Российской Федерации в период с 2001 по 2006 гг.

Также на основании информации, приведенной в таблицах 3-6, были определены объемы ГХФУ, засчитываемые в рамках МП в качестве "потребления ОРВ" (для России: "потребление" = "производство" - "экспорт" + "импорт" - "исключения для особо важных видов применения"). Представляем результаты этих вычислений.

4. Прогноз производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации до 2030 г.

Для корректной оценки перспектив нахождения Российской Федерации в режиме соблюдения Пекинской поправки, Копенгагенской поправки и Монреальской корректировки к МП необходимо рассчитать предельные максимальные уровни производства (табл. 8) и потребления (табл. 9) переходных ОРВ в соответствии с установленным данными документами графиками.

Табл. 8.
Максимальные уровни производства ГХФУ до 31.12.2029

Табл. 9.
Максимальные уровни потребления ГХФУ до 31.12.2029

Прогноз производства ГХФУ в Российской Федерации до 2030 г.

Анализ приведенных в табл. 7 и 9 данных позволяет сделать вывод о том, что до конца 2014 г. российская химическая промышленность может производить ГХФУ в рамках существующих тенденций (монотонный рост с 300 ОРП т.) и зафиксировать достигнутое к 2012_2013 гг. на уровне 400 ОРП т. вплоть до конца 2019 г., что будет несколько ниже уровня (406,61 ОРП т.), установленного для России Монреальской корректировкой. Такая стратегия позволит в максимально возможном объеме использовать имеющиеся производственные мощности.

С 01.01.2020 г. производство ГХФУ будет, скорее всего, прекращено из-за нерентабельности продолжения изготовления этих веществ на уровне 20,33 ОРП т. при наличии мощных производств в развивающихся странах (Индия, Китай, Южная Корея), имеющих десятилетнюю отсрочку по сравнению с Россией в выполнении обязательств по МП. Предполагается, что сохранение производства в 2018-2019 гг. на уровне 400 ОРП т. при значительном сокращении внутреннего спроса позволит создать запасы ГХФУ для обеспечения потребностей в сервисном обслуживании бытового, торгового и промышленного холодильного оборудования.

Прогноз потребления ГХФУ в Российской Федерации до 2030 г.

Среди секторов экономики, потребляющих ГХФУ, следует выделить:

Сектор вспенивателей пеноматериалов

В качестве вспенивателей пеноматериалов в Российской Федерации до 2000 г. широко использовался ХФУ 11, а в последующие годы его место занял ГХФУ 141b и в ряде случаев - смесь ГХФУ 22 и ГХФУ 142b.

Основные виды пенопластов, производимых в Российской Федерации на основе ГХФУ, - полиуретаны, полиизоцианураты и полиэтилены.

Жесткие пеноматериалы в основном используются для теплоизоляции бытовых и торговых холодильников, строительных элементов и трубопроводов. Сфера применения интегральных и гибких пеноматериалов простирается от оборудования салонов и рулевого управления автомобилей до уплотнительных и изоляционных материалов в строительной промышленности.

Сектор хладагентов

Сектор хладагентов был и остается вторым по объемам потребления ОРВ среди секторов промышленности Российской Федерации.

В качестве хладагентов в производстве различных видов холодильных установок и оборудования для кондиционирования воздуха в РФ до 2000 г. использовались несколько видов ХФУ: 11, 12, 13 и 115. При этом наибольшая доля в общем объеме потребления приходилась на ХФУ 12.

Сектор хладагентов может быть разделен на следующие подсекторы:

  • Производство бытового холодильного оборудования;

  • сервис и ремонт бытового холодильного оборудования;

  • производство торгового холодильного оборудования, включая установки для автомобильного транспорта;

  • сервис и ремонт торгового холодильного оборудования, включая установки для автомобильного транспорта;

  • производство промышленного холодильного оборудования, включая железнодорожные и судовые установки;

  • сервис и ремонт промышленного холодильного оборудования, включая железнодорожные и судовые установки;

  • производство кондиционеров воздуха;

  • сервис и ремонт кондиционеров воздуха.

В первых двух подсекторах наиболее широкое применение нашли смесевые хладагенты на основе ГХФУ 22 и ГХФУ 142b, а во всех остальных - химически чистый ГХФУ 22.

С учетом максимальных уровней потребления ГХФУ, установленных Копенгагенской поправкой и Монреальской (2007 г.) корректировкой к МП, в период до 31.12.2010 РФ может нарастить объемы потребления этих веществ с 868,90 ОРП т. в 2006 г. до уровня 950,00-990,00 ОРП т. Это несколько ниже разрешенного уровня (999,23 ОРП т.).

А затем путем скоординированных корректировок экспорта и импорта (первое - увеличивать, второе - сокращать) зафиксировать этот уровень в качестве базового вплоть до 2013-2014 гг. В период с 01.01.2015 г. по 31.12.2019 г. потребление придется ограничить предельным уровнем в 399,69 ОРП т., что может быть достигнуто применением указанных выше регулирующих механизмов без сокращения производства ГХФУ российской промышленностью.

С 01.01.2020 г. потребление ГХФУ на уровне 19,98 ОРП т. будет обеспечиваться в основном за счет ограниченного в этих пределах импорта из развивающихся стран и запасов, сделанных отечественными предприятиями-производителями ГХФУ в 2018-2019 гг.

Выводы

Ожидается, что уже в ближайшее время появится необходимость в осуществлении мер, направленных на поэтапную конверсию промышленности на полностью озонобезопасные технологии. Эти меры будут включать:

  • выбор номенклатуры перспективных озонобезопасных веществ, близких по своим характеристикам к подлежащим замене ГХФУ;

  • разработку технологий производства новых веществ с максимально возможным использованием мощностей по производству ГХФУ и с учетом имеющихся сырьевых ресурсов;

  • тщательное исследование характеристик перспективной номенклатуры озонобезопасных веществ (физико-химические характеристики, воздействие на климат, взрывоопасность, пожароопасность, токсичность и т.д.);

  • экспериментальную проверку технологий производства новых озонобезопасных веществ и выпуск их опытных партий для дальнейших испытаний и исследований в секторах потребления;

  • проектирование мощностей для производства озонобезопасных веществ, которые могут быть адекватными заменителями используемым ГХФУ (вспениватели, хладагенты, растворители и т.д.).

Одновременно с разработкой технологий производства новых озонобезопасных веществ, российской химической промышленности предстоит решить задачи, связанные с эксплуатацией оборудования на основе ГХФУ 22, рабочий ресурс которого еще не выработан, в том числе:

  • создание технологий сбора, регенерации, переработки и уничтожения ГХФУ;

  • накопление запасов ГХФУ, достаточных для осуществления сервисного обслуживания оборудования и перехода к озонобезопасным заменителям до 2030 г.

Перечисленные выше задачи были сформулированы на основе следующих соображений:

  • вопросы, связанные с выполнением обязательств в части сокращения производства и потребления ГХФУ, вытекающих из МП, могут вызвать проблемы у Российской Федерации до или после вступления в ВТО;

  • наличие собственного производства ГХФУ и озонобезопасных заменителей будет способствовать обеспечению обороноспособности Российской Федерации, а также ее экономической и технологической безопасности;

  • в ряде случаев использование импортных заменителей ГХФУ может оказаться нецелесообразным.

Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти с целью соблюдения обязательств по производству, потреблению, экспорту и импорту ОРВ и предотвращения выхода РФ из режима соблюдения МП и вытекающих из этого для России последствий торгово-экономического характера (включая предусмотренные этим документом санкции, а также препятствия по вступлению в ВТО) представляется целесообразным реализовать следующее:

  • организовать инструментальный контроль импортируемых и экспортируемых ОРВ на пограничных таможенных постах, уполномоченных на оформление ввоза/вывоза ОРВ (Владивосток, Хабаровск, Санкт-Петербург и Новороссийск) - ФТС России;

  • разработать, согласовать и утвердить Методические рекомендации по представлению данных в рамках МП - МПР России, Минэкономразвития России, ФТС России и Ростехнадзор;

  • предусмотреть в рамках НИР "Разработать нормативные, инструктивно-методические и аналитические документы, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу" разработку в 2008 г. инструктивно-методического документа "Краткое руководство по контролю озоноразрушающих веществ" для оснащения сотрудников пограничных таможенных постов - МПР России;

  • подготовить и направить предприятиям-производителям ГХФУ рекомендации по повышению размеров экспорта этих веществ в развивающиеся страны и страны СНГ, что позволит заблаговременно снизить расчетный уровень потребления веществ, перечисленных в Приложении С к Монреальскому протоколу до уровня, установленного Монреальской корректировкой к МП - МПР России;

  • рассмотреть возможность введения квот на ввоз ГХФУ в Российскую Федерацию, что является еще одной из возможных мер по заблаговременному сокращению уровня потребления этих веществ в стране в рамках МП и по одновременному сохранению или увеличению уровня их производства отечественными предприятиями - МПР России, Минэкономразвития России и Ростехнадзор.

Опубликовано в журнале "Империя Холода"




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: