Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 7(31), июль, 2007 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


КУЛЬТУРА И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
А. Арцруни
ЯКОРЬ ВЕРЫ. ХАЧКАР И КРЕСТ НА ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ


Лого

Одним из основных всемирно известных символов Армении является хачкар - крест-камень, уникальное явление человеческой культуры, не имеющее аналогий ни в одной другой стране Мира. Хачкар - мастерски исполненное на каменной глыбе, полусфере, плите и т. п. рельефное (горельефное или барельефное) изображение христианского креста, как правило, богато и разнообразно орнаментированное и чрезвычайно изящное (см. рис. 1а и 1б) [1].

Хачкар может быть установлен на могиле усопшего, но в равной мере он может быть поставлен и в память о каком-либо знаменательном событии, рождении долгожданного ребенка, победе над врагом, выздоровлении тяжелобольного, а то и просто у горного или придорожного родника как символ веры. Этимология слова хачкар предельно проста - это сочетания двух армянских корней ХАЧ - КРЕСТ и КАР - КАМЕНЬ. Казалось бы, все предельно просто! И нечего мудрить!

Но при всей кажущейся простоте такого явления как хачкар, нам представляется, что это уникальное явление общечеловеческой культуры и истории христианства по-настоящему не понято и не раскрыто не только в мировой культуре, но и в самой Армении. Попытаемся это показать.

Как это не покажется удивительным, наше изыскание мы начнем с России, с ее христианского символа Православного или русского креста. Крест, как известно, является основным символом христианской веры, символом искупительной жертвы Бога-Сына, Иисуса-Христа. Крест в христианстве имеет до двадцати основных, канонических, и до четырехсот дополнительных форм (см. рис. 2).

Увеличить рис... Увеличить рис...
Рис. 1а.
Монастырь Нор Гетик. Хачкар Павгоса.
Резчик Павгос, 1291 г.
Рис. 1б.
Когес. Надгробный памятник князя Тутика,
1241 г.

Православный русский крест, называемый также "Восточный", или "Крест св. Лазаря", представлен под номером 3. Верхняя перекладина носит название "титулус", и на ней писалось имя жертвы, нижняя наклонная перекладина символизирует подставку для ног. Однако в России, в достаточно больших количествах, можно встретить кресты, в том числе и на главах церквей и куполах соборов, заметно отличающиеся от описанного. Это отличие состоит в том, что основание этих крестов содержит фигуру, подобную лежащему серпу полумесяца, или ладье (см. рис. 3 и 4, фото 1а и 1б). Подобная форма креста давно является предметом интереса верующих и соответственно объектом многочисленных комментариев и толкований, зачастую непрофессиональных, а то и просто спекулятивных. Все они сводятся к следующему:

1. Наличие у основания православного креста лежащего серпа, полумесяца, есть символ победы христианства над магометанством, мусульманством. (Какой победы? Где? Когда?)

2. Наличие полумесяца на христианском кресте есть результат надругательства со стороны мусульман в итоге татаро-монгольского нашествия. (Глупость! Подобные кресты известны до нашествия!)

3. Серповидная фигура на кресте не полумесяц, а ладья, спасающая христианина в бурном море жизни. (Интересная трактовка!)

Однако все рассмотренные трактовки далеки от истины, которая была раскрыта нам в одном из номеров "Московской Правды" за декабрь 2002 года. В основе публикации лежит материал, почерпнутый из журнала "Душеполезное чтение" за 1861 год, ч. III. Итак, рассматриваемый вариант креста есть не что иное, как рудимент Якорного креста! Якорный крест (см. рис. 3 и 4) - форма креста, известная с раннехристианского периода, периода т. и. катакомбных церквей, где христиане рисовали их на стенах катакомб. Что касается собственно якоря, то в древней языческой традиции якорь символизировал надежную спокойную пристань, а применительно к жизни государства - надежное положение и процветание. В христианской символике якорь является знаком безопасности, устойчивости и надежды. Святой Павел в своем "Послании к евреям" пишет про "надежду, которая для души является как бы ее якорем". Иногда Якорный крест изображался с дельфином или двумя рыбами, свешивающимися с перекладины.

Увеличить рис...

Рис. 2. Модификации Креста:
1. Простой латинский крест. 2. Св. Георгия. 3. Русский православный. 4. Св. Петра. 5. Св. Антония,
6. Св. Андрея. 7. Лотарингский. 8. Патриархальный. 9. Кардинальский. 10. Папский. 11. Иерусалимский. 12. Пятерной. 13. Мальтийский. 14. Кельтский. 15. Крест с лилиями, символ смерти. 16. Крест с 3 ступеньками (вера, надежда и милосердие). 17. Распятие умирающего Христа. 18. Крест Царя-Христа. 19. Крест, символически обозначающий четырех евангелистов. 20. Крест с рукояткой


Увеличить рис... Увеличить рис...
Рис. 3.
а, б, в, г - знак рыбы, д - якорный и оветвленный кресты, е - каменные якоря
Рис. 4.
Православный крест, оветвленный крест и якорный крест в композиции с Хачкаром (1279 г.)

Являясь древнейшим символом христианства, якорь в этом качестве может быть сопоставлен с рыбой, а Якорный крест по форме перекликается с армянским оветвленным крестом, в свое время связанным нами с рыбой (см.: "Армянское нагорье и цивилизация" стр. 203).

Нам представляется, что постановка в этот ряд якоря, а вернее, якорных лап как прообраза оветвления армянского креста, столь же правомочна, как и хвостовых плавников рыбы. И тот, и другой символы, будучи древнейшими в христианстве, достаточно близки по осмыслению через имя и роль Иисуса Христа, и армянский оветвленный крест (см. рис. 3 и 4) как древнейший христианский крест имеет все основания, если не начать, то быть приобщенным к двадцати модификациям креста, принятым в христианстве и представленным нами на рисунке 13, доведя число христианских канонических крестов до двадцати одного.

Но самым ценным в рассматриваемой информации является то, что Якорный крест открывает путь к раскрытию, к пониманию истинной сокровенной символики хачкара, чему, собственно, и посвящена настоящая публикация. И здесь нам уже в который раз поможет языкознание, а вернее, этимология. Как мы показали, в вышеназванной книге (см. стр. 169) как фактическим, так и, что особо важно в данном случае, этимологическим предтечей якоря был камень (см. рис. 3г) (по-армянски КАМЕНЬ = КАР, ЯКОРЬ = ЯК+КАР, т. е. вместо, взамен камня; или в европейских языках ЯКОРЬ = АНКР = на +КАР, или делающий, дающий КАР, от арм. глагола анел - делать). А коли так, то рассмотрим достаточно логичный и простой переход:

Увеличить фото... Увеличить фото...
Фото 1а.
Купола домовых церквей теремного дворца на Соборной площади Московского Кремля
(увеличенное фото)
Фото 1б.
Купола домовых церквей теремного дворца на Соборной площади Московского Кремля
(фото общего плана)

КАМЕНЬ - КАР родит ЯКОРЬ, ЯКОРЬ формирует ЯКОРНЫЙ воплощенный в камне, стоящий на камне, по существу представляющий веру в Христа - как обретение устойчивой основы, незыблемого фундамента, прочного основания, фундаментного камня (КАР) - ЯКОРЯ в жизни КРЕСТ, КРЕСТ по-армянски ХАЧ. В итоге имеем:

ХАЧ + КАР = КРЕСТ + ЯКОРНЫЙ = ЯКОРНЫЙ КРЕСТ!

Таким образом, ХАЧКАР есть древнейший символ христианской веры. Крест (ХАЧ) христианина

ВОИСТИНУ ХАЧКАР ЕСТЬ И ЯКОРЬ ВЕРЫ, И КРЕСТ СПАСЕНИЯ!

Во славу БОЖИЮ, нам открылась еще одна тайна христианской веры, армянской глубинной, христианской символики, армянского просветительства, подтверждающая как величие христианского вероучения, первоосновность Армянского христианства и Армянской Первоапостольской Церкви, так и единство Армянской, Армяно-Григорианской и Русской Православной Церквей.

АМИНЬ!


Литература:
1. Славянская культура и армянское просветительство /А. Арцруни/ М.: Едиториал УРСС, 2004. - 107-115



От Х.RU

Увеличить фото... Увеличить фото...
Фото 2.
Успенский собор (1475-1479 гг.) на Соборной площади Московского Кремля (вид с юго-восточной стороны)
Фото 3.
Храм во имя прп. Сергия Радонежского (1690-1702 гг.) на территории Высоко-Петровского монастыря

На вопрос корреспондента Х.RU о значении серповидной фигуры в нижней части одного из вариантов православного креста, отец Вячеслав, настоятель Успенского Собора (см. фото 2) Московского Кремля, заявил однозначно, что фигура имеет форму ладьи и подразумевает ладью. Причем, в пользу этого аргумента, просил обратить внимание на характерные в серповидной фигуре "черты", свойственные именно ладье. Петр - летописец Высоко-Петровского монастыря

Послушник Петр из службы обеспечения мероприятий Московской патриархии и летописец Высоко-Петровского монастыря (один из храмов на Петровке 28 - на фото 3), придерживается иной точки зрения. По его мнению, серповидная фигура имеет "якорную" составляющую, и привел достаточное количество аргументов в пользу данной трактовки. Кроме того, Петр Яковлевич любезно предоставил книгу, из которой предлагаем выдержку о "Кресте "накупольном" с полумесяцем" ("ИСТОРИЯ развития формы КРЕСТА. Краткий курс православной ставрографии /Автор-составитель К.В.П./ Москва: Альманах "Жизнь вечная", 1997 г. - 40 с).

Некоторые рядовые служители церквей, в частности, на Соборной площади Кремля, связывают серповидную фигуру в нижней части православного креста, почему-то, с матерью Пресвятой Богородицы.

Другие российские граждане либо выдвигают версию, по которой - это чаша, в которую стекала кровь Христа, либо не знают, либо говорят, что просто не задумывались...

Таким образом, проведенное миниисследование не дает однозначного ответа о значении серповидной фигуры в нижней части православного креста, а посему этот вопрос либо остается открытым, либо, все-таки, предлагаем склониться к наиболее импонирующей и актуальной по нашему времени версии - версии автора приведенной выше публикации - форме якоря, который, по велению Господа, обеспечит нам безопасность, устойчивость и надежду.





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: