Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 5(77), май, 2011 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


ВЕЛИКИЕ ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ
Андрей Буглак
ЗАГАДКА Уильяма Шекспира


Можно ли допустить, что сын простого перчаточника, человека низкого происхождения, является автором одних из самых замечательных произведений мировой литературы? По сей день не утихают споры относительно авторства знаменитых пьес Уильяма Шекспира.

УИЛЬЯМ Шекспир
Статуя в церкви Стратфорда


Таинственная биография

Конечно, нет смысла отрицать существование в истории некоего Уильяма Шекспира, родившегося в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 г. Он был актером театра, администратором театральной труппы... Но, то немногое, что известно о его жизни, не дает оснований для отождествления его с писателем. Ничего не известно о периоде с 1585 до 1592 г., когда появились первые упоминания (кстати, весьма критические) о Шекспире-драматурге. Однако именно тогда он приобщился к театру, написал свои первые пьесы ("Тит Андроник", "Ричард III"), а главное - покинул Стратфорд, маленький провинциальный городок, чтобы обосноваться в Лондоне. Высказываются предположения, что в тот период Шекспир то ли работал школьным учителем, то ли обучался актерскому ремеслу, присоединившись к труппе бродячих актеров, то ли путешествовал по Франции и Италии.

Только в 1594 г. Шекспир снова объявился как член театральной труппы, которая в 1603 г. перешла под покровительство короля Якова I Стюарта и оказывала большое влияние на театральную жизнь до тех пор, пока в 1613 г. не сгорел театр "Глобус", где труппа выступала. Однако к тому времени Шекспир уже три года как удалился в Стратфорд, где управлял своими землями и доходами с них вплоть до смерти в 1616 г., заботясь лишь о том, как увеличить капитал.

Театр "Глобус". Это деревянное восьмиугольное сооружение построено в 1599 г. В театре исполнялись все пьесы Шекспира. В 1613 г. театр сгорел дотла в результате фейерверка, устроенного по случаю премьеры пьесы "Генрих VIII", а в 1644 г. был снесен. 1616 г.
Одна из картинок "Виды Лондона"
Ж. К. Виссшера

Антистратфордские доводы

Начиная с конца XVIII в. специалисты замечали явное различие между столь незначительной исторической фигурой и столь гениальным творчеством. Эти доводы, названные "антистратфордскими", утверждают, что Шекспир - это лишь "подставное лицо", а не истинный автор "Гамлета" и ''Отелло". Подобные рассуждения частично вызваны законными вопросами: были ли эти пьесы в репертуаре актера Шекспира? Возможно ли, что его творчество вызвало так мало откликов у современников, а смерть не упоминалась ни в каком официальном документе? Это мнение основано на предрассудке, что человек, заведомо не обладающий надлежащим культурным уровнем и имеющий очень низкое социальное происхождение, ни в коем случае не может стать выдающимся писателем.

Самая первая и самая известная точка зрения на эту проблему приписывает произведения Шекспира философу Фрэнсису Бэкону (1561-1626). Этот человек большого ума, крупный мыслитель эпохи Возрождения был, безусловно, вовлечен в интриги королевского двора Елизаветы, а театральные произведения Уильяма Шекспира обнаруживают удивительное знание многих механизмов политической жизни Англии. Бэкон, вначале имеющий деловые контакты с одним из фаворитов Елизаветы I, после прихода к власти Якова I поднялся к вершинам государственной власти.

Титульный лист знаменитого издания 1623 г., в котором впервые опубликован ряд шекспировских драм. В то время пьесы печатали редко, поскольку не считались серьезной литературой

Называются и иные имена, известные в общественной жизни елизаветинских времен. Это, например, граф Дерби, умерший в 1642 г., странствия которого могут служить сюжетом многих пьес, в частности для "Укрощения строптивой". Последняя версия о "подставном лице" приписывает произведения Шекспира таким литераторам того времени, как поэт Кристофер Марло, хотя тот был убит еще в 1593 г., или драматург Бен Джонсон. Самой распространенной версией оставалось авторство Бэкона, и к нему вернулись в XX в., воспользовавшись методикой расшифровки криптограмм. Эти работы якобы показали, что в записях Фрэнсиса Бэкона можно усмотреть целый набор указаний для расшифровки тайных сообщений типа следующего: "Я написал пьесы различных жанров, исторические драмы, комедии и трагедии. Многие из них играют в театрах под именем Шекспира, и они получили настоящее признание...".

Но расшифровки подобного рода зависят главным образом от собственного желания и фантазии того, кто их производит. При наличии некоторого воображения можно составить любое послание на основе самого обыкновенного текста. Кроме того, сторонники "бэконовской" теории часто сами себя дискредитировали, приписывая своему герою авторство не только шекспировских произведений, но и всей английской литературы того времени, от Кида до Джонсона, от Марло до Мильтона. Что касается предрассудка, основанного на том, что те немногие сведения, которыми мы располагаем о Шекспире, недостойны его творчества, то этому можно найти серьезные возражения. Ведь Шекспир был гораздо образованнее, чем об этом было принято говорить. Если верить его собрату по перу Бену Джонсону, то он немного знал латинский и греческий языки, а те юридические, исторические и военные сведения, которые содержатся в его пьесах, не требуют какой-либо особой эрудиции. Они доступны любому человеку, который пожелал бы воспользоваться документами, книгами, мемуарами, переводами; кстати, в Англии тех времен издавалось и публиковалось много самых разных материалов, и у Шекспира было достаточно связей в высших кругах, чтобы получить нужную информацию, в частности, относительно дворцовых тайн, которые ему, конечно же, были неизвестны.

Некоторые считают автором великих английских пьес не Шекспира, а Фрэнсиса Бэкона (слева) или Кристофера Марло (справа внизу)

Плагиат?

Наконец, независимо от авторства шекспировских творений их упрекают во вторичности. Однако почти все драматурги той эпохи предпочитали "обкатанные" сюжеты. Например, трагедия "Ромео и Джульетта" основана на рассказе Мазуччо Салернитанца, уже известном в Англии по поэме Артура Брука, в 3000 строк ознакомившего соотечественников с печальной историей веронской четы.

Шекспир не придумал даже Гамлета. Это сага, изложенная в XII в. датским летописцем Саксоном Грамматиком. Многие старинные легенды ложились в основу позднейших литературных обработок, вероятно, хорошо известных Шекспиру. Так, трагедия "Горбодук" (1562) переделана им в "Короля Лира".

Значит ли это, что Шекспир плагиатор? Вовсе нет. Как и другие писатели, он заимствовал, где мог, сюжеты и вечные темы, но уникально - и гениально! - разрабатывал сложные характеры, участвующие в универсальных конфликтах. Именно поэтому нас до сих пор потрясают его произведения.



Литературное авторство, вызывающее сомнение

Ни один из основополагающих письменных документов крупнейших цивилизаций не может быть с полной уверенностью приписан какому-то одному автору.

Библия. Основные письменные тексты, воспроизводящие еврейские и христианские мифы, создавались на протяжении чрезвычайно долгого времени. Евангелия были написаны уже после смерти апостолов, которые являются их официальными авторами. Содержание книг Нового Завета заключается в толковании жизни Христа, которое каждый представляет по-своему.

"Илиада" и "Одиссея". Два основных греческих эпических произведения неотделимы от имени Гомера, слепого поэта, каким нам его представляют устные хроники древних времен. Но современная наука высказывает сомнения по поводу реального существования этого писателя. Дело в том, что большие эпические повествования чаще всего основаны на многократной подборке и соединении мифических рассказов, уходящих своими корнями в глубочайшее прошлое какой-нибудь определенной цивилизации. Передаваемые из уст в уста поэтами-певцами, эти сказания приобрели окончательную форму после их переработки другими поэтами.

Романы китайского Средневековья. Крупные художественные произведения в Древнем Китае имеют лишь одного предполагаемого автора. Например, Као Сюекин, считающийся автором "Сна в красном особняке", в лучшем случае собрал воедино все версии, распространяемые в течение столетий странствующими сказителями.

Мольер. Личность этого великого мастера французского театра XVII в., как и в случае с Шекспиром, вызывает сомнения. Он тоже был простым актером, без школьного образования и достаточного культурного уровня. Для представления его самых смелых пьес, таких, как "Тартюф" или "Дон Жуан", требовалось высокое покровительство, поэтому некоторые даже считали, что их автором был сам Людовик XIV.






Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: