Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 6(54), июнь, 2009 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


В ЗДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗМАЙЛОВА В.А.
НА КОНФЕРЕНЦИИ "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЫБОЛОВСТВА И РЫБОВОДСТВА В РОССИИ"


Фото: Измайлов В.А. Открыл Конференцию эксперт Измайлов Владимир Абдураманович, который в своем выступлении рассказал о состоянии рыбохозяйственного и агропромышленного (область товарного производства) комплексов Российской Федерации и основных направлениях их совершенствования:

"Уважаемые дамы и господа,

сегодня мы присутствуем на конференции, которая позволила бы нам еще раз обсудить все насущные проблемы, имеющиеся в рыбном хозяйстве, проблемы которые связаны и с рыболовством, и с аквакультурой, и с переработкой рыбы.

На конференции присутствуют представители исполнительной власти, законодательной власти, правительственных органов, представители рыболовецкой и научной общественности, и поэтому считаю - мы можем открыть конференцию и начать свою работу.

Вам розданы материалы с программой конференции, в которых определен План работы конференции с указанием фамилий докладчиков, поэтому если нет возражений и других предложений по проведению данной конференции - мы может считать конференцию "Состояние и перспективы развития рыболовства и рыбоводства в России" открытой!

Позвольте мне в своем выступлении коснуться существующих, с моей точки зрения, проблем, и затем перейти к докладам и обсуждению выступлений.

Хотелось бы отметить, что за последнее время, за последние может быть пять и больше лет, уделяется большое внимание рыбному хозяйству страны, как рыболовству, так и рыбоводству и переработке. И одним из показателей может служить принятие закона о рыболовстве и затем принятия поправок, начиная с 2004 г. и до 2008 г. Принятие законодательных актов, таких как налоговый кодекс, где отражена принципиальная позиция перехода к платному рыбоводству, и ряд других законодательных актов, является очень отрадным и позитивным фактором в деятельности развития рыболовства, однако нельзя не отметить, что в законодательстве, по-прежнему, остаётся очень много противоречий. Эти противоречия существуют и в самом законе о рыболовстве, где по многим позициям остаются нерешенные вопросы, что не позволяет в полной мере реализоваться на практике, и в дальнейшем решать те проблемы, которые стоят перед отраслью. Конечно, следует считать очень хорошим результатом в этом законе то, что в нем нашли отражения квоты, закрепленные на 10 лет, в связи с чем, рыбаки получили возможность планировать свою работу уже на этот достаточно длительный период. Второй момент в том, что принято решение о том, что у нас сегодня есть объекты, которые регулируются с помощью АДУ и без АДУ, но, к сожалению, отметим, что если объекты промысла, которые регулируются с помощью АДУ отработаны - практически "белых пятен" очень мало, то регулирование промысла без АДУ - это большой вопрос! То, что хотели рыбаки и на чем настаивали, совершенно не соответствует тому, что происходит на практике, и поэтому этот вопрос еще предстоит обсуждать и обсуждать.

Следующий очень больной и важный вопрос связан с бербоут-чартером* и со строительством судов.

Сегодня, с одной стороны, без привлечения иностранного капитала, мы не очень и можем развить свой промысел, и ниже скажем по объему. При существующих основных фондах в рыболовстве - имеется в виду промышленное рыболовство крупного масштаба, особенно большие океанические суда - мы находимся на пределе возможностей. Недавний разговор с руководителем департамента Мурманской области показал, что они "больше выловить" не могут, не потому что нет ресурсов, а потому что нет производственных мощностей, нет судов, которые могли бы выловить больше, чем они выловят в этом году, несмотря на то что промысловая обстановка на селедке, на мойве, на треске прекрасная, будем так говорить, а это основные объекты промысла по этому району. Если сделать анализ по другим районам, то он будет сходным, за исключением может быть Каспийского моря, где выловлено просто мизерно смешно - всего 7000 тонн в прошлом году, при наших вылавливаемых прежде объемах в сотни тысяч тонн, но там помимо прочего существуют совершенно другие проблемы. То есть проблема строительств квоты и решение проблемы бербоут-чартера, конечно, надо законодательно решать, несмотря на то, что лично я, полностью поддерживаю позицию, которая записана сегодня в законодательстве - ограничивать этот вид деятельности, и очень жестко его регулировать с точки зрения государства, чтобы не получалось так, как получилось: суда привели, они на наших ресурсах поработали и как только мы должны были их получить в собственность - они убегали за границу. Это вопрос надо решать. Не буду комментировать и ряд других, есть много вопросов связанных и с налогооблажением, и с налоговым кодексом, поскольку если есть объекты, где не устанавливается АДУ, и там должна быть оплата и по объемам, то также проблема осталётся открытой. Сегодня решаются некоторые вопросы, но они решаются паллиативно, с моей точки зрения.

Правительство также уделяет большое внимание развитию рыболовства. Вы все прекрасно знаете, что утверждена концепция развития рыболовства, где определены основные направления, объемы вылова, районы промысла, и т.д. - достаточно большой и объемный документ. К сожалению, уже 2008 г. показывает, что пока мы топчемся на месте и объемы нашего вылова остаются на уровне 3 с небольшим млн. тонн. Здесь если говорить о нашей экономической зоне и наших внутренних водоемах, то практически ресурсы исчерпаны, хотя коэффициент вылова по отношению к АДУ не превышает в целом 60%, а если смотреть по отдельным промысловым районам, то и того меньше. Поэтому как бы с одной стороны есть и достаточно большие резервы, но с другой - это, как правило, те районы и те виды, которые с экономической точки зрения представляют меньший интерес для рыболовства, поэтому одной из проблем опять же встает проблема выхода в мировой океан, где ещё есть возможность занять нам определенные ниши. Хотя Северная Атлантика полностью занята, ведется вопрос по Центральной Атлантике, сегодня тоже практически покрытой Конвенциями - для промысла остаются лишь зоны иностранных государств, поскольку мы не стали членами этой Конвенции, пока. Мы также не стали членами Конвенции в Индийском океане потому что, эта позиция в основном связана с финансами - министерство финансов не дает добро на вступление России в эти Конвенции и мы можем потерять там те ресурсы, которые могли бы иметь, но, тем не менее, у нас есть соглашения с рядом стран, где мы можем ловить в экономическим зонах, и, конечно, остается Тихий океан - южная часть Тихого океана, где по оценкам наших специалистов-ученых еще есть достаточно большие объемы, которые могли быть востребованы, но все эти районы требуют больших капитальных вложений по строительству нового флота. Приведу один маленький пример: сегодня наши суда в основном могут иметь максимальный вылов на массовых породах рыб около 100 тонн в сутки - это усредненная цифра, а сегодня уже существуют суда, которые работают на 300-500 тонн в сутки, т.е. их экономическая эффективность намного выше и поэтому нам с нашими старыми судами конкурировать сложно, поэтому должна быть государственная программа по этой проблеме, и она обсуждается в правительстве в поддержку строительства нового флота.

Есть еще одна проблема, которую нам надо обсудить, и которая с моей точки зрения является очень важной - это проблема экспорта-импорта. В течение последних 4-5 лет объемы импорт-экспорт приблизительно сравнялись - по официальным данным это 1200-1500 тыс. тонн - экспорт, и приблизительно столько же мы завозим. Единственно надо сказать, что мы завозим не только неразделанную рыбу, т.е. сырец, но и уже, и переработанную, в т.ч. и реэкспорт, это особенно касается минтая и селедки, т.е., если пересчитать на сырец, то мы импортируем сегодня больше - по прошлому году мы импортировали 1160 тыс. тонн рыбы, из чего следует, что мы имеем достаточно большую зависимость от импорта в потреблении. Возвращаясь к сформулированной концепции, обратим внимание на то, что в ней поставлена задача получить 23 кг на душу населения, что потребует, приблизительно, увеличения объемов вылова в 1,5 раза по отношению к сегодняшнему дню, чему пока мешают экономические проблемы. Однако, с одной стороны то, что мы много экспортируем, это хорошо (получаем валюту), с другой - наш рынок мог бы потреблять часть этой продукции самостоятельно. Но здесь есть проблема нашей разобщенности, в смысле территорий. Стоимость доставки рыбы с Дальнего Востока на европейскую территорию страны и Западную Сибирь достаточно велика и достигает 400-500 долларов США за тонну. Это для дешевой рыбы достаточно большая нагрузка, т.е. проблему нужно решать - и сами рыбаки, и только рыбаки, эту проблему решить не смогут - здесь нужно вмешательство государства!

И, заканчивая с разделом о рыболовстве, хотелось бы сказать об аквакультуре.

Сегодня у нас есть достаточно уникальная возможность развития аквакультуры, и включение этого раздела в национальный проект по агропромышленному комплексу (АПК) дало свои положительные результаты.

Если три года назад мы имели 6 тысяч тонн выращенной рыбы, то по прошлому году это уже 130 тысяч тонн - объемы в масштабе нашей страны не очень большие, тем, не менее, динамика роста большая и перспективы дальнейшего развития достаточно велики, и здесь конечно нужны и законодательные нормы, т.е. закон об аквакультуре, который поставил бы точки над "i", и здесь же один из важнейших вопросов - закрепление водоёмов за теми предприятиями, которые будут заниматься аквакультурой.

Существующая законодательная база в случае выступления на конкурсе, не позволяет предприятиям, занимающимся аквакультурой, экономически конкурировать с другими направлениями, приведу пример: сегодня мы не ловим рыбу по Черноморскому бассейну, из-за того, что нет портов (все порты маленькие, кроме Новороссийска), и сегодня это яхты. Яхты намного выгоднее и интереснее с точки зрения экономической, и у нас сегодня есть объемы вылова, есть суда, которыми можно ловить рыбу, но некуда ее привести и сдать - это достаточно общая проблема, поэтому конкурировать нашим предприятиям с другими иногда очень сложно и здесь на законодательном уровне, наверное, нужно принимать некоторые меры, чтобы ряд водоёмов, которые подходят для выращивания рыбы были переданы в приоритетном направлении на это дело. Здесь, конечно, против выступает антимонопольный комитет и ряд других, но, тем не менее, следует анализировать опыт таких стран, как Чили и Норвегия, которые сегодня добились фантастических результатов развития в этом направлении. Обратимся к Норвегии. При ее населении, которое составляет меньше 5 % от нашего, Норвегия имеет порядка 600 тысяч тонн выращенной рыбы, притом, что они еще и ловят 2 млн. тонн рыбы, т.е., Норвегия определила это направление как приоритетное, с точки зрения отведения места для установки совков. Она не давала "прямых" денег, может быть прямых денег и не надо давать - анализ часто показывает, что эти деньги не всегда используются по назначению, а вот создание льготных условий для занятия этим направлением, оно, с нашей точки зрения, является правильным. Более того, при нашем водном фронте и нашей территории, по оценкам специалистов и ученых, и стратегии, которая разработана Министерством сельского хозяйства, считаем - 500 тысяч тонн по выращиванию рыбы - это не предел для России! В частности, Карелия показала яркий пример: когда были даны льготы по закреплению водоемов, они нарастили объемы выращивания рыбы, в частности форели, буквально за несколько лет в несколько раз, если не считать, даже на порядок, т.е. еще раз хочу подтвердить, что перспективы по развитию этого направления у нас достаточно большие, может быть объемы, конечно, будут не такие большие, но, тем не менее, это достаточно важное и очень интересное направление и особенно учитывая то, что оно может развиваться на очень отделенных территориях и сельских местностях, где за счет этого направления могут решаться проблемы занятости, которые в данных районах всегда достаточно актуальные и большие.

Эти и другие вопросы считаю необходимым заострить в наших обсуждениях.

Спасибо за внимание".

* БЕРБОУТ-ЧАРТЕР - договор фрахтования судна без экипажа. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: