Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 6(30), июнь, 2007 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


РЫНОК ХОЛОДИЛЬНЫХ СКЛАДОВ ПИТЕРА
Дарья КУКСЕНКОВА
РЫНОК ХОЛОДИЛЬНЫХ СКЛАДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    

Лого


На петербургском рынке складской недвижимости в сегменте качественных складов, способных постоянно держать низкую температуру, наблюдается острый дефицит. Рынку не хватает качественных складов различных форматов хранения: холодильных и рефрижераторных.

По объемам перевозок Петербург - первый в Северо-Западном федеральном округе и второй в России транспортный узел. Он является крупным транзитным центром, обслуживающим внешнеэкономические связи большинства регионов России, и входит в систему важнейших международных коридоров. Через северную столицу идет до 80% импортных поставок замороженных продуктов в Россию, и осуществлять северный завоз отсюда удобнее, однако большая часть современных логистических центров расположена в Москве (таблица 1).

ГРУЗОПОТОК ПРОХОДИТ МИМО

По данным Федеральной таможенной службы, импорт сырого и мороженого мяса за 9 месяцев 2006 года составил 1,1 млн. т (в январе-ноябре 2005 года - 1 млн. т), в денежном выражении - $2,50 млрд. (для сравнения: $1,54 млрд. в 2005 году). Импорт мяса птицы составил $812,3 млн. ($743,5 млн. в 2005 году), а импорт рыбы вырос до $850,3 млн. (по сравнению с $ 693,3 млн. в 2005 году).

На сегодняшний день общая площадь крытых качественных складских помещений Петербурга, по оценкам Knight Frank, составляет около 4 млн. м2. Из них почти 400 тыс. - комплексы класса "А" и "В". Общая же площадь всех складов в северной столице превышает 5,5 млн. м2.

В настоящее время спрос существенно превышает предложение, и будет повышаться дальше. Уровень заполняемости существующих складов близок к 100%, а в некоторых даже превышает допустимые нормы. Все это приводит к тому, что договора аренды заключаются еще на стадии строительства новых комплексов.

На фоне возрастающего потока грузов в Петербурге растет дефицит промышленных холодильников. По словам Елены Михриной, маркетолога-аналитика компании "НИРА-ФОНДС", данная ситуация ведет к использованию не совсем цивилизованных методов хранения. Под склады-холодильники оборудуют овощные базы, простаивающие промышленные помещения, заводские цеха, устанавливая там холодильное оборудование и переделывая полы. В качестве холодильных складов активно используются хладокомбинаты советского времени. По мнению Елены Михриной, реконструкция старых хладокомбинатов неэффективна, так как они имеют технический и моральный износ.

Если ранее хладокомбинаты представляли собой самодостаточные коммерческие предприятия, которые обслуживали крупных производителей и торговые компании, то на данный момент они либо сдают площади в аренду, либо предоставляют площадку для ответственного хранения. В отдельных случаях дополнять рынок холодильных складов могут мясокомбинаты, которые частично сдают в аренду свои площади. Помимо этого в качестве холодильников используется рефрижераторный подвижной состав Министерства путей сообщения (МПС).

Грузооборот Петербургского порта составляет порядка 50 млн тонн в год.
На данный момент ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" владеет рефрижераторным терминалом мощностью 1 млн 500 тыс. тонн.

Большая часть холодильных складов Петербурга расположена в порту или недалеко от него. Большой порт Петербурга является вторым по величине портом страны (после Новороссийского морского торгового порта). Грузооборот Петербургского порта составляет порядка 50 млн. тонн в год. На данный момент ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" владеет рефрижераторным терминалом мощностью 1 млн. 500 тыс. тонн. Морской порт Петербурга за 2006 год обработал 54 млн. 228 тыс.тонн грузов, что на 5,6 % меньше, чем за аналогичный период 2005 года. При этом грузооборот рефрижераторных грузов увеличился на 6,7 % - до 3 млн. 591,4 тыс.тонн.

Со второй половины 2005 года в Петербургском порту существенно повысилась стоимость обслуживания рефрижераторных контейнеров.

Перевозчики были вынуждены ввести дополнительную плату из расчета $275 за одинрефрижераторный контейнер из-за много численных проблем с обработкой грузов в порту. Из-за серьезной перегруженности Петербургского порта рефконтейнеры, требующие срочной обработки, зачастую могут простаивать по 5-6 дней. Однако введение дополнительной платы не снизило напряженности в порту, а лишь привело к удорожанию рефимпорта в Россию. "Объемы импорта замороженных продуктов на конец 2006 года в денежном выражении увеличились по некоторым товарам почти в 2 раза, - сообщила Елена Михрина. - Заторы в Петербургском порту смогут исчезнуть только с появлением новых мощностей по перевалке контейнеров".

Начиная с 2002 года новые холодильные мощности ввели такие компании, как "Равиолло" и "Дарья". Холодильные системы данных компаний используются только для собственных нужд, общий объем холодильных мощностей составляет 12,8 тыс. тонн. Также холодильные склады ввели в эксплуатацию компании "Интерхолод" (3 тыс. т), "Хома" (5 тыс. т), "ПетроФриго" (5,4 тыс. п/м), "Фрукон" (0,5 тыс. т).

СТОИМОСТЬ АРЕНДЫ

Хранение рефрижераторных грузов в Петербурге в основном осуществляется путем заключения договора ответственного хранения. Ответственное хранение отличается от аренды тем, что включает в себя весь процесс перемещения, хранения, охраны товара. Аренда морозильных камер незначительно присутствует на рынке.

Это объясняется спецификой грузов - замороженная продукция требует перевозки специальным транспортом и особого режима хранения. Далеко не каждая компания может обеспечить весь спектр необходимых логистических услуг, в результате чего на условиях аутсорсинга товары клиента отдаются на ответственное хранение третьему лицу - логистической компании. "Оплата услуг ответственного хранения должна происходить по факту хранения, и клиент не должен платить, если у него нет груза, - говорит Елена Михрина. - На рынке рефрижераторных услуг Петербурга происходит иной процесс.

Заторы в Петербургском порту смогут исчезнуть только с появлением
новых мощностей по перевалке контейнеров



Принимая во внимание дефицит качественных рефрижераторных складов, клиент платит за услуги ответственного хранения постоянно, вне зависимости от использования площади, тем самым бронируя необходимые ему паллетоместа. Таким образом, фактически ответственное хранение перекрещивается с арендой". Такая ситуация происходит и на других рынках услуг ответственного хранения. Ставки аренды в холодильных и рефрижераторных складах высокого класса варьируются в диапазоне от $0,65 до 0,81 за 1 паллетоместо.

Рефрижераторные склады также обеспечивают погрузо-разгрузочные и транспортные (внутрискладские) операции для клиентов. Стоимость одной операции колеблется в диапазоне от $0,84 до 1,85.

Тенденция к повышению стоимости аренды сохранится еще 3-4 года, до тех пор, пока рынок не будет полностью насыщен. Затем темпы роста арендных ставок замедлятся, и далее их рост будет происходить в пределах,
соответствующих общему уровню инфляции в стране

"За прошедший год арендные ставки росли скромнее, чем, например, в ритейле. Тем не менее, и здесь увеличение стоимости аренды составило в среднем около 15%, что превысило уровень инфляции", - говорит Анна Иванова, маркетолог-аналитик Astera ONCOR.

Таблица 1. Число старых холодильников и хранилищ, входящих
в состав предприятий оптовой торговли Москвы и Санкт-Петербурга
Таблица 1

Фото

Специалисты считают, что в 2007 году рост арендных платежей останется на уровне 2006 года - 12-15% в год.

Скорее всего, тенденция к повышению стоимости аренды сохранится еще 3-4 года, до тех пор, пока рынок не будет полностью насыщен. Затем темпы роста арендных ставок замедлятся. И далее их рост будет происходить в пределах, соответствующих общему уровню инфляции в стране.

"При этом благодаря появлению на рынке современных складских помещений арендаторы начнут освобождать низкокачественные площадки, что приведет в удешевлению последних", - уверен Олег Спивак, директор Becar Consulting.

ИГРОКИ НА ХОЛОДИЛЬНОМ РЫНКЕ

Структуру рынка рефрижераторных складов в Петербурге составляют как компании, предоставляющие услуги ответственного хранения и аренды холодильных камер, так и компании, построившие рефрижераторные склады для собственных нужд (см. таблицу 2).

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Острая нехватка холодильных складов в Петербурге подталкивает крупных российских импортеров к строительству собственных складов-холодильников. В ближайшие два года на рынке рефрижераторных складов ожидается появление 4-5 объектов высокого класса. Это не только отдельные специализированные помещения, но и холодильные мощности в больших логистических терминалах.

Прежде всего, холодильные мощности наращивают игроки рынка мясной индустрии. ЗАО "Микояновский мясокомбинат" планирует построить в Шушарах торгово-складской комплекс, через который будет поставлять в торговые сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области свою продукцию. Складской комплекс будет построен в текущем году на бывшей территории совхоза "Шушары".

Земельный участок в 5 га находится в собственности компании. Общая площадь здания комплекса составит 5 тыс. м2, из них 3,5 тыс. м2 займут складские помещения. Комплекс рассчитан на хранение 5 тыс. тонн мясопродуктов.

Компания "Айсберг" (концерн "Газрезерв") планирует построить огистический комплекс. Компаниявладеет земельным участком на пересечении Таллиннского и Волхонского шоссе площадью 40 га, на котором будет возведен складской комплекс площадью 80 тыс. м2.

В 2007 году региональный фонд развития Ямала и компания "Спутник" планируют сдать первую очередь холодильного логистического комплекса в Шушарах. Общая складская площадь комплекса - 40 тыс. м2, холодильный склад для длительного хранения - 30 тыс. м2, дистрибьютерский центр - 5 тыс. м2, цех переработки и упаковки товаров - 5 тыс. м2.

Компания "Энергофинанс" ("Томилинская девелоперская компания") планирует построить в Парголово промышленно-грузовой комплекс площадью 120 тыс. м2. В собственности компании два участка 113 тыс. м2 в Парголово и земельный участок в промышленной зоне "Парнас". Часть комплекса будет оборудована холодильными установками. Также о строительстве логистического комплекса заявила финская мясоперерабатывающая группа Atria. В рамках проекта, общая стоимость которого € 70 млн. планируется также построить предприятие по производству мясопродуктов. Завершение строительства данных объектов, по планам компании, намечено на 2008 год. Развитие логистического бизнеса в Петербурге тормозит большая группа проблем, решить которые можно только на государственном уровне. Пока они не будут решены, Петербург не сможет оптимизировать возрастающий объем грузопотока. Городу необходимы новые современные логистические терминалы класса "А" и "В". Одним из препятствий для развития рефрижераторных логистических терминалов является отсутствие инфраструктуры в промышленных зонах Петербурга.

Таблица 2. Компании, владеющие качественными
складскими рефрижераторными объектами
Таблица 2

Фото


Источник: компания «НИРА-ФОНДС».
Материал любезно предоставлен
отраслевым еженедельником "МЯСНОЙ РЫНОК"





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: