Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 4(40), апрель, 2008 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


КАК ЭТО БЫЛО
А.Г. Кладий
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

 

Лого

Для холодильщиков России 2008 год - знаменательный.

Сто лет назад, в 1908 году, произошло важнейшее событие, от которого можно вести отсчет становления отечественной холодильной отрасли. Но, начнем не с этого…


"Локомотив" развития холодильной отрасли

Скоропортящиеся продукты, для их сохранения, охлаждаются, как известно, с незапамятных времен, но применение научных способов охлаждения возникло в некоторых зарубежных странах сравнительно в недавнее время. Что же касается России, то холодильное дело в начале XX века в нашей стране находилось в зачаточном состоянии. Хотя и возникали временами слабые попытки к улучшению приемов и способов хранения скоропортящихся продуктов, но эти единичные случаи, как в литературе, так и в жизненной практике, не имели решающего значения для экономики государства.

С вопросом о хранении скоропортящихся продуктов тесно связан вопрос о скорой их перевозке, причем в транспортных средствах, обеспечивающих исключение порчи этих продуктов. Применение такого транспорта в некоторых странах дало колоссальный толчок развитию торговли. Оно и понятно - благодаря искусственному охлаждению при перевозке скоропортящихся продуктов, большие расстояния, игравшие такую решающую роль в их сбыте, как бы исчезли, так как продукты доставлялись свежими через целые континенты и океаны. И Россия, вследствие обширности территории, остро нуждалась в решении сложнейшей проблемы перевозки скоропортящихся продуктов на большие расстояния. Особенно остро этот вопрос встал после окончания в 1898 году строительства Великой сибирской дороги - Транссибирской железнодорожной магистрали - и возросшего потока экспортных поставок сибирского масла. Российской науке и инженерной мысли необходимо было искать способы перевозки скоропортящихся продуктов с сохранением их высокого качества по железной дороге, с наименьшими транспортными издержками и экономически оправданными потерями. В тот период были осуществлены первые "робкие" попытки использовать холод при транспортировке пищевых продуктов. Так, в 1881 году на стальных магистралях появились два вагона-ледника, переоборудованных в мастерских Московско-Казанской железной дороги из обычных товарных вагонов.

Рис.

К окончанию строительства Транссибирской магистрали в 1898 году по железным дорогам курсировало уже 50 вагонов-ледников.

Однако для радикального решения проблемы перевозки скоропортящихся продуктов питания и сырья на дальние расстояния требовались глубокие исследования и научные разработки. Необходимо было разработать систему пунктов льдоснабжения в пути следования вагоновледников и иметь достаточное количество подвижного состава железной дороги.

В 1913 году за эту работу взялись ученые и инженеры-разработчики при непосредственном участии Управления железных дорог Российской империи. Ими были проведены исследования нескольких успешных опытных перевозок различных видов продуктов из Туркестана, Сибири и Закавказья. Организаторами этих опытных перевозок были профессор Д.Н.Головнин, инженеры СМ.Н. Гроте и М.Т. Зароченцев.

Опытные перевозки дали блестящие результаты. Процент порчи различных по своему составу продуктов был, по тем временам, весьма малым. Полученные многочисленные термограммы дали специалистам неоценимый материал для разработки новых, более совершенных вагонов-морозильников и усовершенствования технологии перевозок.

Есть большая вероятность негативного влияния повышения температуры климата на здоровье человека, связанного с изменением состава атмосферы

Этот российский, а также зарубежный опыт показал, что перевозки по железной дороге замороженного мяса обходятся во много раз дешевле, чем перевозка тем же способом живого скота. Вагоны-ледники строились в различных мастерских при железных дорогах и на заводах в Петербурге, Сормово, Мытищах и других городах.

Однако к началу 1917 года, несмотря на усилия ученых, талант инженеров, заметное участие предпринимателей, решить проблему перевозки скоропортящихся продуктов на большие расстояния в полном объеме России не удалось. По железным дорогам империи при огромных пространствах и товародвижении к этому времени курсировало только 6500 вагонов-ледников. Автомобильного, морского и речного рефрижераторного транспорта Россия в то время не имела. Тем не менее, вагоны-ледники перевозили на большие расстояния не только сибирское масло, но и весь ассортимент скоропортящихся товаров.

К сожалению, первая мировая война и последовавшие за ней революционные события внесли негативные коррективы в развитие холодильного дела, в исследовательские и практические работы по перевозкам, в разработку усовершенствованного подвижного состава. Многое из уже достигнутого было утеряно.

Как все начиналось...

Начиная с середины 1890-х годов в Российской империи иностранные компании, различные акционерные общества и отдельные отечественные предприниматели приступили к строительству охлаждаемых складов с применением ходильных установок в широких (по тем временам) масштабах. Холодильники начали строить не только в местах производства сельхозпродуктов и рыболовства, но и в местах их потребления (Санкт-Петербург, Рига, Москва и др.).

Значительно расширилось строительство холодильников в рамках реализации столыпинской реформы - в период с 1898 по 1914 годы. В это время были построены холодильники Московско-Казанской железной дороги в Москве емкостью около 1000 тонн единовременного хранения, в Воронеже (емкостью около 1300 тонн) на городских бойнях в Тифлисе (около 2000 тонн) и акционерным обществом "Товарные склады в Санкт-Петербурге". Последний холодильник имел емкость 8000 тонн и был по тем временам самым крупным в Европе.

В 1905 г. с участием фирмы "Унион" началось строительство Московского холодильника №3. Спустя семь лет, в 1912 году, этот холодильник был введен в эксплуатацию.

Он имел емкость 5750 тонн и стал первым в дореволюционной Москве крупным холодильником. Первоначально его использовали для хранения ценной пушнины, предназначенной к вывозу из России. Компрессорный цех холодильника №3, оборудованный двумя компрессорами с паровыми машинами, первоначально имел холодопроизводительность 360 тыс. ккал в час. Впоследствии она была увеличена в 4 раза и доведена до 1 млн. 400 тыс. ккал в час с одновременным расширением емкости холодильника до 6960 тонн. Примерно в этот же период были построены крупные московские холодильники № 5-6 (емкость 3700 т) и № 10 (емкость 6900 т), холодильники литеры "Б" в Петербурге (11100 т), база-холодильник (6900 т), № 4-5 (13 800 т) и холодильник в Хабаровске (360 т). К 1917 году в целом в Российской империи действовало 58 холодильников общей емкостью 57,3 тыс. т единовременного хранения. Около 61% этой емкости относилось к распределительным холодильникам и 39% - к холодильникам, выполнявшим производственно-заготовительные функции. Более 2/3 холодильной емкости было сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Поволжье, на долю остальных регионов Российской империи оставалось не более трети холодильников. Тем не менее, темпы строительства холодильников в России были значительно менее интенсивными, чем в Европе. Особенно было заметно отставание России в деле создания машин для выработки искусственного холода.

Создание Временного комитета по холодильному делу

В 1908 году в Париже состоялся 1-й Международный конгресс по холодильному делу, который следует считать событием первостепенного значения в истории развития холодильного дела (кстати, 1908 год считается и годом создания Международного института холода!!! - авт.)

Отдельно стоит заметить, что до созыва 1-го конгресса в Париже национальные союзы или общества по холодильному делу существовали лишь в Северо-Американских Соединенных Штатах и в Великобритании, то есть в странах, успевших развить и использовать холодильное дело в самом широком масштабе.

Но для участия в работах Международного конгресса во многих странах были организованы национальные комитеты. В том числе, и в России. Поэтому именно 1908 год можно считать годом, когда была сформирована первая организационная структура, поставившая перед собой задачу координации работ по развитию всех направлений применения искусственного холода.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
С развитием науки и техники все острее вставал вопрос: как получать холод искусственным путем, чтобы иметь его всегда, когда потребуется. Решить этот вопрос удалось, по историческим меркам, совсем недавно, немногим больше века назад. К решению удалось подойти, основываясь на достижениях физической науки предыдущего периода, среди которых стоит упомянуть исследования великого русского ученого М.В.Ломоносова.

Он много размышлял о природе теплоты, в частности, анализировал процессы, протекающие в охлаждающих смесях. Некоторые теоретические представления М.В.Ломоносова используются в льдотехнике и в настоящее время.

Впервые искусственный лед получил В. Куллен, который спустя 10 лет после исследований М.В.Ломоносова, в 1755 году, заморозил воду, откачивая воздух из-под колпака воздушным насосом, а первый льдогенератор с воздушной холодильной машиной системы Горри появился в США спустя почти сто лет - в 1844 г.

В 1876 г. Карлу фон Линде удалось разработать безопасную холодильную машину компрессионного типа. Спустя год он получил на нее патент.

По существу, холодильные машины Ф. Карре и К. Линде явились родоначальницами подавляющего большинства всех последующих и современных холодильных машин.

Первую российскую холодильную машину построили в г. Рига на заводе Фельзера. Это была парокомпрессионная машина системы "Линде". До 1914 г. завод выпустил 14 установок с 22 машинами данного типа, но такое производство не могло удовлетворить существовавшую тогда потребность в холодильных машинах более чем на 15%. Недостающие установки приобретались за границей у таких фирм, как "Борзиг", "Гаубальд", "Рединьер" и др.

Первые машины были громоздки, металлоемки и малопроизводительны, однако их появление знаменовало собой коренной переворот в области хранения скоропортящихся продуктов.

Первое применение холодильных машин на территории России зафиксировано в 1888 г., когда астраханский рыбопромышленник Г. Ступак построил рефрижераторную баржу для перевозки 10 тысяч пудов рыбы с двумя воздушными холодильными машинами системы "Лайфут". Был построен и холодильный склад единовременного хранения примерно 75 тонн рыбы.

Попытки, однако, оказались неудачными. Отсутствие достаточного опыта и некоторые конструктивные недоработки холодильной установки привели к большим потерям рыбы от усушки и к снижению качества продукции. В результате рыбопромышленник вскоре разорился. Такая же участь постигла и двух его преемников.

Эта неудача вызвала настороженность и некоторый застой в развитии холодильного дела в России, но быстрое развитие и совершенствование этой отрасли хозяйства за границей, явный успех предпринимателей побудили наших соотечественников вскоре пересмотреть свое отношение к этой проблеме.

В 1895 г. рыбопромышленником Воробьевым и купцами братьями Сапожниковыми в устье Волги, а в 1901 г. Питоевым в устье Куры были построены рыбоморозилки и охлаждаемые склады с применением охлаждающих машин отечественного производства.

В 1898 г. появился первый, правда, небольшой, холодильник для хранения мяса птицы, а в 1902 г. пущена первая холодильная установка для длительного хранения мяса.

Активное участие российских энтузиастов молодой отрасли в парижском Международном конгрессе способствовало признанию европейскими коллегами их заслуг в деле развития холодильной промышленности.

В дальнейшем из таких национальных временных комитетов во многих государствах образовались постоянные организации, а Русский Временный Комитет, под председательством Е. С. Каратыгина, вскоре после Парижского Конгресса послужил основой для учреждения постоянного Комитета по холодильному делу в России. Но до официального его "признания" прошел целый год. И лишь только 11 марта 1909 года Совет Министров утвердил "Положения о Комитете по Холодильному делу". Комитет учрежден в целях содействия развитию в России применения искусственного охлаждения и разработки связанных с ним вопросов и находился в ведении Министерства торговли и промышленности. В то время комитет располагался в Санкт-Петербурге.

Здесь можно было бы задать автору вопрос - а правомерно ли объявлять годом создания комитета 1908 год, ведь официально Положение о нем было утверждено, как было отмечено выше, 11 марта 1909 года? Ответ прост - конечно, можно рассматривать эту ситуацию с чисто формальной стороны. Но куда тогда "отнести" успех российских ученых и инженеров на Парижском конгрессе и всю колоссальную подготовительную работу, предшествующую официальному признанию? Ведь весь 1908 год шла огромная трудоемкая организационная работа! (авт.)

Рис.

Но вернемся к истории. Холодильный Комитет являлся полуправительственным, полуобщественным установлением. С учреждением Холодильного комитета, являющегося по положению своему, "двигателем этого направления на научных и практических основаниях, и объединителем общественной и частной предприимчивости", начинается в нашем отечестве новая эра в столь важном деле.

Зачинателями холодильного дела в России были такие выдающиеся ученые и инженеры-энтузиасты, как П.И.Бахметьев, Н.А.Бородин, А.В.Рязанцев, Д.Н.Головнин, Е.С.Каратыгин, Я.Я. Никитский, Н.С.Комаров, М.Т. Зароченцев* и многие другие.

В развитии холодильного дела в России в 1909-1910 гг. и в последующие годы большую роль сыграли созданные в тот период, как сказали бы сегодня, "региональные" комитеты, объединявшие холодильщиков, предпринимателей-энтузиастов, занявшихся вопросами применения искусственного холода. Эти комитеты координировали усилия первопроходцев в совершенно новой тогда отрасли экономики России. В сферу деятельности комитетов входило всемерное содействие развитию холодильного дела, изучение и пропаганда знаний в этой области. После создания первого петербургского комитета в 1908 году такие комитеты были созданы и в других городах России. К 1912 году петербургский комитет насчитывал в своем составе 339 членов, а в московском комитете было свыше 100 членов. Интерес к этим объединениям был огромен. О большой заинтересованности в развитии холодильного дела свидетельствует проведение в России в период 1910-1913 гг. семи съездов по холоду, на которых обсуждались проблемы объединения российских холодильщиков, применения искусственного холода в широких масштабах.

Например, первый областной съезд состоялся в Козлове в марте 1910 года. И на нем было принято постановление об устройстве второго областного съезда в Воронеже, летом 1910 года. Такая интенсивность говорит только о том, что вопросов для обсуждения было много.

Да и европейское холодильное сообщество уже признало вклад российских ученых в развитие холодильной отрасли. Это нашло отражение хотя бы в том, что России была предоставлена честь принимать очередной, IV Международный конгресс по холоду, в 1916 году в Петербурге. Таким образом, Россия стала полноправным членом международного сообщества холодильщиков.

Задачи, функции… дела!

Как уже было отмечено выше, Комитет по холодильному делу в России был учрежден с целью содействия развитию в России применения искусственного охлаждения и разработки связанных с ним вопросов. В круг деятельности его входило:

  • изучение холодильного дела в различных областях его применения;

  • содействие лицам и учреждениям в развитии в России холодильного дела и связанных с ним производств;

  • изучение и испытание новейших холодильных устройств и приспособлений;

  • возбуждение перед подлежащими учреждениями ходатайств об удовлетворении тех или иных нужд по холодильному делу;

  • сообщение заключений по вопросам холодильного дела, возбуждаемым правительственными и общественными учреждениями, а также частными лицами;

  • организация чтений, докладов и издание книг, брошюр, бюллетеней, периодических изданий и всякого рода печатных материалов по холодильному делу;

  • устройство съездов, конкурсов и выставок по холодильному делу и подготовка

  • материалов к международным конгрессам по холодильному делу;

  • участие, через своих представителей, в комиссиях, совещаниях и съездах, на которых возбуждаются вопросы, касающиеся производства скоропортящихся продуктов и торговли ими, а равно всякого рода применения искусственного охлаждения;

  • участие в международных съездах и организациях по холодильному делу.

При Комитете могли быть учреждены техническо-информационные бюро для подачи советов и указаний по технике и организации холодильного дела, испытательные станции, библиотеки, специальные комиссии и другие органы научно-технического характера. Комитет имел право учреждать в различных губерниях Российской Империи свои местные отделения и состоял из:

  • действительных членов;

  • членов-соревнователей;

  • членов сотрудников.

Средства Комитета формировались из субсидий, поступающих от заинтересованных в вопросах холодильного дела как правительственных, так и общественных учреждений и отдельных лиц, из членских взносов, устанавливаемых Комитетом для действительных его членов и членов-соревнователей, а также из средств, остающихся за покрытием всех расходов от устройства выставок, съездов и конгрессов, выручки от продажи изданий Комитета и других поступлений.

России была предоставлена честь принимать в 1916 году в Петербурге очередной IV Международный конгресс по холоду.

Приступив к организационной работе, Совет Комитета вошел, между прочим, с ходатайством во все заинтересованные ведомства о том, чтобы все дела, возбуждаемые в этих ведомствах и затрагивающие вопросы холодильного дела, направлялись в Комитет на заключение. Почти все ведомства, уважив ходатайство Совета, присылали на заключение его подлежащие дела или же приглашали представителей Комитета на заседание комиссии по вопросам, затрагивающим интересы холодильного дела. На первых же днях своего учреждения Комитет выработал программу мероприятий для содействия холодильному делу в России, которые требовали участия законодательных или административных властей.

Мероприятия эти касались вопросов таможенных льгот по перевозке холодильных машин заграничного производства; издания закона:

  • о торговых складах;

  • о предоставлении, в виде временной меры, иностранным пароходам-рефрижераторам всех прав русского флага, впредь до появления русского холодильного флота;

  • о предоставлении Государственному Банку и частным Банкам права выдавать ссуды под все скоропортящиеся продукты, если таковые циркулируют от места сдачи их на хранение вплоть до поступления на рынки потребления или же экспорта при посредстве непрерывной сети холодильных устройств, обеспечивающих, как известно, сохранность и рыночную стоимость скоропортящихся продуктов;

  • об увеличении отпуска по смете Министерства путей сообщения кредитов на систематическое пополнение парка специальных вагонов;

  • об устройстве пристанционных складов-холодильников за счет сбора в 1/5 коп. и об установлении, в дополнение к таковому, и на оборудование этих складов холодильными устройствами, особого сбора со всех скоропортящихся продуктов на русской железнодорожной сети;

  • о распространении на подобные сооружения, принимая во внимание общегосударственное значение холодильного дела вообще, в крайних случаях, закона об отчуждении земель;

  • о побуждении городских общественных управлений к устройству надлежащим образом оборудованных холодильными приспособлениями складов и центральных рынков для скоропортящихся продуктов, выпуская для этой цели специальные облигационные займы;

  • о предоставлении земствам и ceльскохозяйственным товариществам специальных займов для этой цели;

  • об учреждении при высших технических учебных заведениях специальной кафедры по холодильному делу;

  • о введении в преподавание в некоторых низших и средних технических учебных заведениях таких предметов, как уход и ремонт холодильных машин;

  • о предоставлении железнодорожным пристанционным складам-холодильникам прав завозных складов, с применением к ним завозных тарифов;

  • о внесении ежегодно в смету Министерства торговли и промышленности специального кредита на мероприятия по холодильному делу в России, или установления особого повагонного сбора, хотя бы в минимальном размере, со всех грузов, передвигающихся по железным дорогам в специально приспособленных для перевозки скоропортящихся продуктов вагонах, или же отчислении ежегодно из 10-копеечного сбора, установленного на нужды порайонных комитетов, определенной суммы на указанные выше мероприятия.

Впечатляет, не правда ли?

Кроме того, Советом были намечены разные мероприятия по многим вопросам международного характера, связанным с холодильным делом. В целях облегчения непосредственной практической деятельности Комитета в апреле 1909 г. было постановлено организовать техническо-информационное и издательско-редакционное бюро при Комитете. Техническо-информационное бюро Комитета было намечено для подачи советов по техническим вопросам холодильного дела, для производства технического осмотра и испытаний холодильных установок, для составления проектов, смет и соображений, касающихся холодильных установок, предполагаемых к устройству, и для подобных практических целей.

Считая особое содействие Комитета необходимым для скорейшего широкого применения холодильных устройств в нашей вывозной торговле, Комитет постановил организовать Торговый отдел Комитета по холодильному делу, в круг деятельности которого входило бы "всестороннее изучение как внутренней, так и экспортной торговли скоропортящимися продуктами; содействие лицам и учреждениям в развитии как внутренней торговли, так и русского экспорта упомянутых продуктов, и его организации на правильных началах, а также выдача справок в этой области…".

Одновременно с этим Комитет счел необходимым приступить к организации Финансово-страхового отдела.

А в октябре 1917 г. родилась новая страна. Рухнул царский строй, и вместе с ним (к большому сожалению) рухнули частная собственность и предпринимательство в бывшей могущественной экономической империи, признанной во всем мире.

* ЗАРОЧЕНЦЕВ М.Т. - "Главный холодильщик Америки"

18 сентября 1879 года родился будущий "главный холодильщик Америки" - наш земляк Михаил Трофимович Зароченцев.

Его карьера в области холодильной техники началась еще до окончания им Института путей сообщения в Москве в 1909 году.

Он участвовал в работе международных конгрессов по холодильному делу в Париже (1908 г.), Вене (1910 г.), Лондоне (1924 г.), Риме (1928 г.)...

Зароченцев был одним из основателей Московского холодильного комитета, написал несколько книг на эту тему: "Холодильное дело" (Москва, 1911 г.), "Холод и продовольствие" (Симферополь, 1911 г.), "Ледники" (Москва, 1912 г.).

Во время Первой мировой войны, работая консультантом Министерства земледелия и Министерства путей сообщения, он руководил строительством целого ряда продовольственных складов, холодильных установок и тысяч железнодорожных вагонов-холодильников. После революции (1917г.) он провел два года во Франции, затем в 1922-1927 гг. был генеральным директором Эстонского мясокомбината "А.О. Кюльметус".

Продолжая научные исследования в области холодильного дела во Франции и Великобритании в 1928-1930 гг., он понял, что без значительных капиталовложений его планы останутся нереализованными. Тогда он отправился в США, чтобы привлечь внимание инвесторов к процессу быстрого замораживания, получившего известность как процесс "Z".

Как вице-президент American Z Corporation и должностное лицо корпораций Z-Pack и National Frosted Sales Corporation, Зароченцев занимал важное положение в холодильной промышленности США до выхода на пенсию в начале 50-х годов. Михаил Зароченцев скончался в 1963 году.

Опубликовано в журнале "Холодильный бизнес", в №№ 2, 3 за 2008 г.
С продолжением вы сможете познакомиться в последующих номерах журнала "Холодильный бизнес".





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: