Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 3(111), март 2014 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ
Лапшин В. А. (к.т.н.), Корешков В.Н. (к.т.н.)
(ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии)

О БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ РАБОТ НА ХОЛОДИЛЬНИКАХ

В статье подробно рассмотрены безопасные условия труда на холодильниках.

Ключевые слова: безопасность, условия труда, холодильник, холодильное хранение, холодообеспечение, хладоемкость, аммиакоемкость, санитарное состояние



Основная задача при работе на холодильниках - обеспечение своевременной приемки, правильного размещения, обработки, складирования и реализации поступающих мяса и мясопродуктов, рациональное использование холодильной емкости с учетом максимальной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при соблюдении требований техники безопасности и санитарных правил.

В соответствии с требованиями охраны труда [1,2], безопасные условия - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. При этом имеется в виду, что воздействие вредного фактора на работающих может привести к его заболеванию, а воздействие опасного фактора - к травме.

В условиях объектов потребления холода (охлаждаемые помещения, технологические аппараты на холодильниках) к опасным и вредным производственным факторам можно, в частности, отнести:
  • повышенную загазованность воздуха рабочих зон тем или иным хладагентом сверх предельно-допустимой концентрации (ПДК), определенной гигиеническими нормативами [3];
  • расположение рабочих мест (постоянных или временных) на значительной высоте относительно поверхности пола, грузового штабеля;
  • неровности в местах передвижения работников (на полу, по штабелю и т.д.);
  • неустойчивость штабелей, лестниц, стремянок, высотных переходов;
  • подвижные части оборудования (вентиляторы воздухоохладителей, двери, воздушные завесы, средства механизации передвижения грузов);
  • замыкания электрических целей через тело человека;
  • недостаточную освещенность рабочих зон;
  • возгорание или задымление пожароопасных веществ.
Погрузочно-разгрузочные работы на холодильнике относятся к категории тяжелых и трудоемких операций. В связи с этим обеспечение техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых как вручную, так и при помощи машин, приобретает весьма важное значение.

При прогоне и размещении полутуш мяса в камерах холодильной обработки и хранении мяса в камерах холодильной обработки и хранении на подвесных путях следует иметь в виду ряд требований к безопасной работе. Не следует перегружать подвесные пути путем плотного сбивания полутуш и размещения их на участках стрелочных улиц, что чревато вылавливанием и падением полутуш, обрушением крепежа подвесных путей. Особая опасность возникает при сбросе или подъеме полутуш на подвесные пути из-за возможного падения мяса и троллеев и поэтому необходимо пользоваться для этих целей наклонными транспортерами. При прогоне полутуш по подвесным путям грузчик толкает мясо в "пачке" из 5-6 полутуш, четвертин или отрубов перед собой с помощью шеста (трехрогих вил), упираясь в троллеи (ролики); прохождение стрелочных улиц (стрелок) и крутых поворотов подвесных путей осуществляется с особой осторожностью и только по 1-2 полутуши также толкая их перед собой; не допускается подтягивание полутуш на себя. Постоянно обращают внимание на состояние стрелочных улиц: они должны быть прочно закреплены и легко поворачиваться вокруг оси. открытое и закрытое состояние их дублируется различной окраской поверхностей. Буртик плиты стрелки должен точно совпадать с монорельсом подвесного пути. Тупиковые участки подвесных путей должны быть снабжены упорами, исключающими возможность падения грузов.

Охлажденное мясо размешают в камерах на подвесных путях с помощью троллеев на расстоянии 0,03-0,05 м между отдельными полутушами (четвертинами, отрубами) с нормативной загрузкой 250 кг на 1 погонный метр пути или 200 кг на 1 м2 строительной площади камеры Охлажденное мясо может быть размещено на стоечных поддонах (контейнеры) в 1, 2, 3 яруса по высоте и, соответственно, достигается значительное увеличение степени (коэффициента) загрузки камеры (в 2-3 раза).

В камерах хранения грузы необходимо укладывать на расстоянии не менее 0,3 м от стен и приборов охлаждения (пристенные, потолочные батареи, воздухоохладители, воздушные каналы), светильников, разводки трубопроводов, датчиков для дистанционного измерения температуры и относительной влажности воздуха и не менее 0,2 м от потолка или низа балок (при балочном перекрытии).

При укрытии штабелей грузов тканью с нанесением на ткань ледяной глазури штабели следует размещать на расстоянии не более 0,6 м от охлаждающих батарей, потолка и стен, не имеющих охлаждающих батарей, или с верхним расположением батарей. При оборудовании камер ледяным и экранами последние должны устанавливаться на расстоянии не более 0,6 м от стен, не имеющих приборов (батарей) или с верхним расположением батарей охлаждения. При наличии многотрубных пристенных батарей, расположенных по всей высоте стены, экраны следует устанавливать на расстоянии не более 0,6 м уже от батарей. Продукты при этом можно уложить вплотную к экрану.

В камерах с теплозащитной рубашкой продукты в таре должны быть уложены вплотную к стене, незатаренные грузы (например, мясо в полутушах) - с прокладкой реек или решеток между стенами и грузом. Размещение грузов у колонн производится с установкой реек по периметру колонн (по вертикали).

При наличии в камерах подвесных путей (универсальные) штабель следует укладывать на расстоянии не менее 0,2 м от низа подвесных путей. Не допускается укладка груза сверху на подвесные пути из-за опасности обрушения конструкции, как это имело место на ряде предприятий.

Между уложенными штабелями должны оставаться проезды (проходы) шириной не более 1,6 м. Проходы и проезды должны быть очищены от жировых и других загрязнений, от снега и льда. При наличии в камере эвакуационного выхода проход к нему должен быть шириной 1 м. Расстояние между отдельными партиями продуктов при партионном paзмещении должно быть не более 0,1 м.

В зависимости от размера камеры предусматривается следующее количество проездов:
  • в камере шириной 12 и 18 м - 1 проезд;
  • в камере шириной более 18 м - на каждые 2 пролета (по 6 м) - 1 проезд.
В камерах строительной площади до 100 м3 проезд не предусматривается.

Все грузы (кроме охлажденного мяса в полутушах, четвертинах, отрубах) как в таре, так и без тары при размещении в камере надо укладывать на стандартные поддоны размером 0,8х1,2 м, на деревянные хорошо отструганные рейки сечением 0,08х0,08 м или на решетки из брусьев сечением 0,05х0,05 м; наиболее удобны решетки размером 1х1 или 1х1,5 м. Укладка продуктов непосредственно на пол камер запрещается.

Грузы в тape и без тары укладываются, как правило, в штабеля. При укладке штабеля не должно быть соприкосновения с охлаждающими батареями, воздушными каналами, стенками, потолком, колоннами.

Штабели должны быть плотны, устойчивы, правильной формы и при бестарной укладке должны состоять из секций и клеток (колодцев), не допускаются завалы и искривления.

При высоте более 3 м его укрепляют опорными стойками. Соблюдают отступы от стен, потолка и приборов охлаждения.

Предварительно размечают размещение штабеля, а также расположение и очередность укладки секций, колодцев или клеток. Секции штабеля укладывают последовательно, одна к другой. На обоих концах секции полутуши укладывают в клетку, В каждом следующем по высоте ряду клетки полутуши кладут под прямым углом к полутушам в предыдущем ряду. В средней части секции (между клетками) полутуши кладут в одном направлении, а именно: поперек секции, шейной частью или задними ногами к лицевой стороне штабеля. Лучшая устойчивость штабеля "связка" обеспечивается при одновременной укладке полутуш в секцию и клетки с переменным размещением полутуш со стороны распила вниз-вверх.

До высоты 1,3-1,5 м секции укладываются рабочими (грузчиками) с попа камеры, а выше - уже с передвижного стола. Подача ручных тележек с полутушами мяса на стол осуществляют вилочным погрузчиком, либо подают на штабель "пачки" полутуш штабелерами со специальной оснасткой

Высота штабеля мороженых мясопродуктов, сформированного без использования оборудования, обеспечивающего его устойчивость (стоечных поддонов, поддерживающих стоек, цепей и др.), не должна превышать 3 м.

Грузы в ящиках и мешках, не сформированных в пакеты, необходимо укладывать в штабели в перевязку.

Грузы в бочках допускается укладывать в штабель лежа и на торец. При укладке на торец между рядами бочек должны прокладываться доски.

Для более плотного использования емкости грузовая высота штабеля доводится до необходимой после 5-10 дневной осадки и завершающего монтажа опорных стоек.

Дпя механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ необходимы хорошие полы, прочные перекрытия, широкие проезды, широкие платформы, дверные проемы, соответствующая грузоподъемность лифтов. Так, предъявляются определенные требования для производственных холодильников к размерам проездов, коридоров - не мене 6 м по ширине, платформы - не менее 5-5,5 м по ширине, дверным проемам - не менее 2,2 м по высоте и 1,6-2 м по ширине, нагрузка на перекрытия не менее 1500-2000 кг/м2 грузоподъемность грузовых лифтов не менее 3 т, полы должны быть с гладким и твердым покрытием, оснащение дверей воздушными завесами или шторами, в т.ч. хлопушками, наличие ступенчатой ж.д.платформы. Холодильники, выстроенные за последние 50 лет в основном отвечают этим требованиям.

В местах, где возможно повреждение холодильных трубопроводов и охлаждающих устройств транспортными средствами или грузами, следует устраивать металлические защитные ограждения.

При загрузке камеры укладка груза производится со стороны двери. При наличии в камере двух дверей рекомендуется начинать укладку со стороны двери, выходящей на рампу.

Высота штабеля должна определяться из условий максимального использования высоты грузового объема камеры с учетом прочности тары поддонов и допустимой нагрузки на 1 м2 перекрытия и необходимых технологических отступов для очистки приборов охлаждения, ремонта, вентиляции и др.

Погрузочно-разгрузочные работы с укладкой штучных грузов в штабели выполняют с особой осторожностью. Из штабеля следует груз брать только сверху, так как в противном случае вышележащие предметы могут упасть и причинить травму.

Наиболее устойчива конструкция штабеля из пакетов, собранных из ящиков и коробок с птицей, мясом и субпродуктов блочными "вперевязку". Число мест в пакете должно быть постоянным для каждого груза и вида транспортной тары. допускается однако укладка пакетов с различным числом рядов по высоте под конкретную геометрию камеры (у батарей, строительных выступов, воздуховодов и др.) и практикуется в этом случае ручная доукладка груза при штабелировании. Укладка груза должна быть максимально плотной при оставлении необходимых зазоров согласно требованиям технологической инструкции.

Грузовые пакеты из ящиков или картонных коробок формируют на плоских поддонах: перемещение по горизонтали, штабелирование в камерах и отгрузка производится с помощью малогабаритных электропогрузчиков и электротележек грузоподъемностью не менее 750 кг. причем наиболее эффективны погрузчики с возможным поперечным движением вил.

Масса груза на поддоне не должна превышать предельно допустимую нагрузку. Грузоподъемность стандартного плоского, деревянного поддона (ГОСТ 9078-84) размером 1200х800х150 мм составляет около 1000 кг.

Не допускается использование неисправных поддонов. Напольные деревянные решетки, укладываемые под штабелем, должны быть исправны, без поломанных или расколотых реек.

Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.

Не допускается укладка грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.

При формировании штабеля из пакетов груза для электропогрузчика необходим проезд шириной 2,5-3 м. После окончания этот проезд может быть заложен одним рядом пакетов и ширина оставшегося проезда должна быть не менее 1,6 м. При этом поддоны должны быть ориентированы при погрузке, и, соответственно, при последующей разгрузке широкой стороной к грузоподъемной раме и проезду.

Высота штабеля груза зависит от размеров камеры, прочности тары и допустимой нагрузки на единицу строительной плошали. Обычно допускается укладка пакетов на плоских поддонах в штабель до высоты 4,5 м. Для обеспечения устойчивости при большей высоте штабеля необходимы дополнительные крепления либо следует применять стандартные стоечные или ящичные поддоны (ГОСТ 9570-84), позволяющие использовать грузовую высоту камер до 5,4 м, а с дополнительными креплениями и того больше.

Нормы загрузки одного кубического метра грузового объема камеры холодильника зависит от вида груза, разделки, упаковки, особенностей укладки и размещения и тл. и должна составлять: не менее 0,35 т/м3 для говяжьих полутуш. 0,40 т/м3 - для говяжьих четвертин; 0,65 т/м3 - для мяса бескостного и на костях в блоках и т.д. [4].

Разборка штабеля должна производиться сверху вниз, ступенчато по всему штабелю. Во избежание разваливания штабеля выбирать продукты из середины штабеля запрещается.

Применяемые средства механизации при проведении погрузочно- разгрузочных работ в охлаждаемых помещениях должны соответствовать действующей нормативной технической и технологической документации (по тормозам, сигналам, освещению, блокировкам, грузоподъемности, маневрам и скорости передвижения и т.д.).

Максимальная скорость, допускаемая, как правило, при работе на электротележках и электропогрузчиках:
  • при движении по главным проездам холодильника (охлаждаемого блока) - не свыше 5 км/ч;
  • при работе в холодильных камерах - не выше 3 км/ч.
На поворотах, уклонах скорость должна быть минимальной; крутые повороты на полном ходу запрещаются, так как могут привезти к потере устойчивости электропогрузчика (электротележки) и последующей аварии.

При работе электро(авто)погрузчиков с вилами необходимо следил за тем. чтобы груз был равномерно распределен по ширине вил. Перед началом подъема или опускания груза погрузчик должен быть поставлен на ручной тормоз и рама грузоподъемника должна быть приведена в вертикальное или наклонное назад положение.

Движение погрузчика с грузом и без груза рама должна быть полностью отклонена назад и поднята от земли на расстоянии 30-40 см. При движении погрузчика с грузом запрещается подъем груза, резкое торможение, следует внимательно следить за верхними препятствиями (провода, арки, трубы и др.), не допускается волочение груза. Замедляется движение и подается сигнал при проезде мимо дверей, при поворотах, при проезде через ворота, двери и др.

При транспортировке пакетов запрещаются резкие торможения, так как они приводят к потере устойчивости груза (резкие торможения допустимы лишь для предотвращения аварий или несчастных случаев).

Водителю запрещается: оставлять электропогрузчик на том месте, где он может помешать движению и стать источником аварийной ситуации, покидать рабочее место при поднятом грузе, поднимать груз на одной виле вилочного захвата; перегруз электротележек и электропогрузчиков; перевозка неустойчиво лежащих грузов.

Общий высокий уровень механизации может быть достигнут за счет внедрения механизации внутрицеховых и внутрискладских операций, за счет органической связи технологического процесса производства с работой механизмов, обслуживающие грузовые операции. Грузовые работы с мороженным мясом и субпродуктами в блоках рекомендуется проводить с помощью стандартных поддонов. оборудованных специальными съемными разборными ограждениями, контейнеров этажерочного типа. Для мороженого мяса в полутушах и четвертинах - ручные тележки с буксировкой электротележками; для птицы - грузовые пакеты, плоские поддоны, ящики; для бочек - электропогрузчики 40004А и ручные тележки с гидравлическим подъемом вилок, стандартный поддон размером 1000 x850 мм.

Применение стоечных поддонов позволяет механизировать тяжелые грузовые работы при транспортировке и штабелировании мороженого мяса, сокращаются затраты труда в 3,5 раза, сокращается потребность в рабочей силе (1 вместо 5 человек) Стоечные поддоны позволяют создать прочный грузовой пакет штабелирования мороженого и охлажденного мяса до 5,4 м в высоту, не нарушая технологии хранения мяса и целостности тары (в случае хранения сортовых отрубов мяса, упакованных в полиэтиленовые или картонные ящики. При многоярусном хранении охлажденного мяса в отрубах или полутушах (свинина) в стоечных поддонах значительно (в 2-3 раза) возрастает полезная площадь камер по сравнению с размещением мяса на подвесных путях. Однако при хранении мороженого мяса в стоечных поддонах емкость камер используется меньше: на 28% по свинине и на 40% по говядине по сравнению с укладкой в штабель.

Использование емкости камер зависит от характера грузов, метода штабелирования, наличия подъемно-транспортных устройств и других факторов для механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ. Электрооштабелер ЭШ-181 с высотой подъема вил на 4,5 м, электротележки с прицепом Тарные грузы, включая блочное мясо и субпродукты пакетируются на стандартных поддонах, жилованное мясо - контейнер этажерочного типа, мороженые блоки - поддоны со съемным ограждением. Для полутуш в охлажденном виде используются стоечные поддоны, для птицы - ящичные поддоны, для бочек - плоские поддоны.

Ручная укладка (штабелирование) мороженых блоков мяса и субпродуктов производится на высоту не более 1,5-2 м даже в камерах с высотой 4,5-5 м, из-за непрочности (неустойчивости) штабеля из-за неровности поверхностей незатаренных грузов. Для механизации грузовых операций с блоками и использования полной высоты складских помещений ВНИХИ предложил разборный поддон (стенки для ограждения) и контейнер этажерочного типа. Для птицы используются плоские поддоны с укладкой до 12 ящиков и могут складироваться по 2-3 яруса по высоте.

При пакетном способе хранении продукция укладывается при помощи электрокар на поддоны или стеллажи, образуя плотные, устойчивые вертикальные штабеля. При беспакетном способе хранения продукция укладывается на деревянные решетки по всей площади основания предполагаемого штабеля с прокладкой реек или досок между рядами ящиков через каждые 1,2-1,5 м.

Причины падения работников с высоты в охлаждаемых помещениях могут быть:
  • технические - отсутствие ограждений, предохранительных поясов, недостаточная прочность и устойчивость настилов, лестниц, стремянок, площадок;
  • технологические - недостатки в организации и технологии производства работ;
  • психологические - потеря самообладания, нарушение координации движений, неосторожные действия, небрежное выполнение своей работы;
  • метеорологические - сильное движение и низкая температура воздуха, обледенение конструкций;
  • вследствие болезни работников.
Работы на высоте могут представлять опасность для работников, находящихся на полу охлаждаемых помещений (падение инструмента, запасных частей, элементов оборудования, искр от электросварки и т.п.).

О проведении работ в охлаждаемых помещениях в зависимости от решаемых задач (монтаж, демонтаж, ремонт, проведение оттайки от снеговой "шубы", осмотр), вида оборудования (механическое, электрическое, КИПиА) и т.д. следует поставить в известность руководителей соответствующих цехов, участков, а также предупредит, других работников этих помещений о границах опасной зоны.

Чтобы исключить возможность пожара от попадания раскаленных частиц металла на работников, находящихся на полу охлаждаемого помещения, место проведения огневых работ должно быть очищено от горючих веществ и материалов и ограждено.

При расположении временных рабочих мест в охлаждаемых помещениях воздействие нагрузок от размещения материалов, инструментов, оснастки, запасных частей, работников не должно превышать расчетных нагрузок, предусмотренных проектной документацией.

При проведении тех или иных работ следует заранее предусматривать мероприятия, позволяющие осуществить эвакуацию работников в случае аварийных ситуаций или пожара.

При работе с приставной лестницей должна быть обеспечена ее устойчивость - как внизу, так н сверху. При использовании такой лестницы в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения палении лестницы от случайных толчков следует ставить ограждения или охрану.

Результаты обследования холодильников мясоперерабатывающих предприятий при разработке технических и эксплутационных паспортов холодильного хозяйства свидетельствуют, что проблема обеспечения достаточного уровня охраны труда остается достаточно важной и серьезной.

Многие холодильники всех отраслей АПК имеют устарелую неэффективную изоляцию ограждающих конструкций (стен, перегородок, пола, перекрытий), что привело к повышенным теплопритокам в охлаждаемые помещения и увеличенной вследствие этого удельной хладагентоемкости и. соответственно, опасности от размешенных здесь узлов холодильных установок (приборов охлаждения, трубопроводов).

К такому же результату ведет отсутствие или неработоспособностъ воздушных или другого типа завес в дверных проемах холодильных камер.

На холодильниках зачастую не работают, отсутствуют или действуют неэффективно системы обогрева фунта под камерами с минусовыми температурами воздуха, что, в конечном счете, может привести и приводит к деформации строительных конструкций и нарушению герметичности расположенных в камерах или рядом элементов холодильных систем, выходу наружу хладагента.

На некоторых предприятиях вместо оребренных эксплуатируются гладкотрубные аммиачные охлаждающие батареи, характерные повышенной удельной хладагентоемкостью (на единицу отводимого тепла), а также вместо малое аммиакоемких воздухоохладителей в камерах холодильной обработки действуют более емкие оребренные батареи.

Одной из труднорешаемых проблем на холодильниках с аммиачными системами хладоснабжения является оттайка от снеговой "шубы" камерных устройств охлаждения - батарей, воздухоохладителей. Так как оттайка, как правило, производится вручную, и время, дни оттаек необходимо увязывать с проводимыми технологическими процессами, то зачастую толщина "шубы" перед оттайкой бывает в несколько раз выше нормы, а сама "шуба" значительно уплотняется. В этих условиях дм ускорения процесса оттайки обслуживающий персонал иногда в дополнение к оттайке горячими парами хладагента или ТЭНами применяют механические способы удаления снеговой "шубы" и работу на высоте, что может привести к нарушению герметичности аммиачной системы, палению и травмам работников.

К снижению уровня охраны труда для работающих в охлаждаемых помещениях и вблизи них ведут также следующие факторы:
  • низкая надежность работы вентиляторов и электродвигателей у воздухоохладителей, их частый выход из строя, трудные и опасные условия работы на высоте;
  • отсутствие и пи неработоспособность во многих случаях электрообогрева дверных проемов холодильных камер, что ведет к промерзанию (подмерзанию) и заклиниванию дверей;
  • зачастую отсутствие ручной сигнализации "Человек в камере";
  • отсутствие во многих случаях ограждений около пристенных батарей;
  • использование неисправных средств подъема работников на высоту и работы там (лестницы, стремянки, настилы и др.);
  • неправильное размещение, штабелирование грузов;
  • несоблюдение требований при проведении огневых, монтажно-демонтажных и электроработ, без достаточной проработки и организации и т.д.
При этом следует иметь в виду, что вопросы охраны труда жестко связаны с особенностями фактических технологических процессов на предприятиях, возникающими величиной и характером тепловых нагрузок от потребителей холода, схемными решениями холодильных установок.

Анализ показывает, что недостатки по вопросам охраны труда могли вноситься в прошедшие десятилетия практически на всех этапах создания и функционирования холодильного хозяйства:
  • проектирования, когда велись расчеты и закладывались технологические, строительные, схемные и другие решения, оборудование;
  • строительства, монтажа и наладки;
  • эксплуатации, когда реализовывались изменения:
    • по объему и ассортименту обрабатываемой холодом продукции;
    • по процессам холодильной технологической обработки;
    • по планировкам, назначению и использованию охлаждаемых помещений;
    • по схемным узлам холодильных установок и отдельным видам (группам) оборудования.
Эксплуатации, из-за недостаточно квалифицированного уровня обслуживания охлаждаемых камер и расположенных в них элементов холодильных установок, а также вводимых нарушений (например, объединения холодильных систем с разной проектной температурой кипения аммиака).

К изложенным причинам сложившейся ситуации с охраной груда на холодильниках следует добавить:
  • высокая степень изношенности эксплуатируемого холодильного хозяйства (оборудования, трубопроводов, строительных конструкций и т.д.);
  • резкое сокращение инвестиций в отрасли АПК и в предприятия за последние ряд лет);
  • несовершенство, устарелость или отсутствие (не разработаны) необходимых ведомственных нормативно-технических документов.
В агропромышленном комплексе Российской Федерации широко распространены высокоцентрализованные холодильные установки, обслуживающие камеры холодильников и производственных цехов, а также технологические аппараты, из общего машинного отделения с непосредственной подачей хладагента потребителям холода. Опыт многочисленных обследований, в том числе наших, показывает, что такие установки наряду с известными достоинствами имеют характерные особенности, снижающие уровень безопасных условий труда на холодильниках.

Особенности высокоцентрализованных холодильных установок необходимо учитывать при их применении для холодообеспечения и оценке безопасных условий труда.

В последние годы в России возрастают значение и перспективы для холодообеспечения менее централизованных (блочных) стационарных холодильных систем непосредственного охлаждения, часто полной заводской готовности (ПЗГ). Из них условно можно выделить такие варианты:
  • Система хладообеспечения (СХО), состоящая из малоцентрализованных холодильных установок, работающих на одно здание, но не связанных по хладагенту между собой. Компрессорно-насосные блоки (платформы) установок расположены в общем машинном отделении. Каждая установка обслуживает ограниченное число потребителей холода (например, воздухоохладители одной, двух или нескольких охлаждаемых помещений (камер). Конденсаторы находятся на улице.
  • СХО одной организации, состоящая из блочно-комплектных холодильных установок, не связанных друг с другом по хладагенту и расположенных в отдельных машинных отделениях. Каждая установка обслуживает, например, одно - два охлаждаемых помещения через встроенный в стену воздуоохладитель.
  • СХО, отличающиеся от вышеприведенных вариантов тем. что все оборудование, кроме воздухоохладителей и технологических аппаратов, размешено в контейнерах (вагончиках) 113Г. установленных на улице.
  • СХО, состоящая из блочно-комплектных холодильных установок, монтируемых моноблоком на наружных стенах холодильных камер или перекрытиях, или основным блоком рядом на земле, без строительства специального машинного отделения. Воздухоохладители располагаются в проемах стены, потолка или внутри камеры.
СХО на основе блочных холодильных установок во многом снимает вопросы безопасных условий труда на холодильниках, присущие высокоцентрализованным системам хладоснабжения. Еще один фактор в пользу применения блочных установок ПЗГ - это возможность ухода от опасных режимов работы или увеличения суммарной холодопроизводительности действующих организаций без коренной реконструкции имеющихся высокоцентрализованных систем хладоснабжения (часто такие реконструкции невозможны или трудноосуществимы по ряду причин). Блочные установки монтируются рядом с камерами за пределами имеющихся машинных отделений.

Подводя итоги настоящей статьи можно для условий эксплуатации объектов потребления холода АПК выделить нижеследующий типовой перечень нарушений охраны труда, которые могут привести к производственным травмам:
  • допуск к самостоятельной работе необученных, без соответствующего документа по профессии, на группу допуска, без закрепления за соответствующими лицами и без проверки знаний по предварительному обучению для вновь поступивших рабочих;
  • уклонение от прохождения периодических медосмотров и флюрографических обследований, очередных проверок знаний;
  • работа без наряда (наряда-допуска) в необходимых случаях;
  • работа на неисправных механизмах, оборудовании и без осмотра и приема рабочего места, с награжденными движущимися частями;
  • производство работ грузоподъемными механизмами с неисправными приборами безопасности;
  • работа на высоте без предохранительных поясов, с неисправных лестниц, стремянок, настилов;
  • производство ремонтных и монтажно-демонтажных работ неисправным ручным инструментом, без предохранительных средств (касок, поясов, приспособлений, защитных очков и др.);
  • нарушение требований охраны труда при проведении электросварочных, газосварочных и других огневых работ (неустановка защитных экранов в местах нахождения людей, отсутствие средств пожаротушения, выполнение резки и сварки металла на весу, без необходимых средств индивидуальной защиты и т.п.);
  • отсутствие или неисправное заземление электрических оборудования, устройств;
  • невыполнение организационно-технических мероприятий при выполнении работ на электроустановках (электродвигатели, освещение и т.д.), в том числе без применения предупредительных плакатов, защитит и предохранительных средств;
  • нахождение во время испытаний трубопроводов и устройств охлаждения давлением) вблизи соединений труб, арматуры, заглушек;
  • нарушение требований охраны труда при использовании средств механизации при передвижении и штабелировании грузов (превышение скорости, проезд запрещающих сигналов и др.;
  • курение в неустановленных местах.
Камеры, вестибюли, коридоры, платформы и другие помещения холодильника должны содержаться в надлежащем санитарно- гигиеническом состоянии, согласно требованиям действующих санитарных правил для холодильников [5].

Соблюдение всех норм и требований производственной санитарии является одним из основных условий выпуска доброкачественной продукции.

В задачу санитарного контроля входит наблюдение за строгим выполнением установленных санитарных нормативов при производстве, транспортировании хранении продукции, наиболее надежным средством контроля является химико-бактериологический анализ, дающие объективные представления о санитарном состоянии предприятия и качестве пищевых продуктов. С помощью микробиологического анализа на холодильниках проверяется чистота помещений и оборудования холодильных камер, эффективность дезинфекции, санитарное состояние производственной одежды и личная гигиена рабочих, правильность и надежность установленного режима хранения, качества продуктов и др. Полы этих помещений должен быть гладкими бел трещин и выбоин, стены - побелены известью или неплесневеющей побелкой (антимикоз). Побелка и покраска помещений должна производиться не реже 1 раза в 3 месяца, а также по требованию санитарного надзора.

Удаление снеговой "шубы" с батарей в камерах хранения замороженных грузов следует проводить не реже 1 раза в месяц и регулярно при каждой подготовке камер охлаждения и замораживания, оборудованных воздухоохладителями.

Оттаянная влага не должна попадать на стены, пол, мясное сырье и готовую продукцию. Дезинфекция: каждый раз в камерах размораживания; один раз в декаду в камерах охлаждения, замораживания и хранения охлажденного мяса; а камеры хранения замороженных грузов 1 раз в квартал при температуре минус 12 °С и ниже и не реже 2 раз при температуре выше минус 12 °С.

Рабочие при поступлении на работу обязаны пройти медосмотр, обследование на наличие гельминтов, возбудителей брюшного тифа, паратифа, дезинтерии, туберкулеза и представить справку (санитарную книжку) о допуске. При работе - ежемесячный медосмотр, а исследования на бацилле- и гельминтоносительство - один раз в год.

До приема продукции на хранении камеры холодильника должны быть побелены, продезинфицированы и промыты. В них не должен сохраняться посторонний запах. Для предупреждения проникновении грызунов все отверстия должны быть заделаны цементом с металлической стружкой, вентиляционные каналы закрыты металлической решеткой, двери камер обшиты железом на высоту 0,4-0,5 м.

Очистка батарей от снеговой "шубы" с помощью метел, скребков должна производиться после укрытия штабелей брезентом, тканью или пленкой у мест удаления. При этом загрязненный снег удаляют из камеры, а чистый подсыпают под штабеля для повышения относительной влажности воздуха.

Таким образом, представленные выше результаты во многом показывают систему организационных, технических, проектных, технологических, строительно-монтажных и эксплуатационных мероприятий, частично раскрывших пути совершенствования охраны труда на холодильниках.

Литература:

1. Об основах охраны труда в Российской Федерации (Федеральный закон от 17 июля 1999 г., № 181-ФЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 r.,3197-ФЗ).
3. ГН 2.2.5.1313-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
4. Межотраслевая инструкция по определению емкости холодильника. М.. ВНИХИ, 1978.
5. Санитарные правила для холодильников. М., НПО "Агрохолод", 1989 г.

Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель  и издатель сетевого издания: Маргарян С.М..
Адрес редакции: Россия, г. Москва, Шипиловский проезд, д.47, оф. 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71. +7-916-186-57-39

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: