Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 3(39), март, 2008 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕНДЕНЦИИ
Олег Бакун,
Doctor of Business Administration,
ген. директор Core Competences - Retail Evolution Company

КОНСОЛИДАЦИЯ РОССИЙСКОГО РИТЕЙЛА

 

Лого

К 2010 ГОДУ РОССИЙСКИМ РОЗНИЧНЫМ СЕТЯМ
БУДЕТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ БОЛЕЕ 80%
ПРОДАЖ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ


Сегодня экономика России демонстрирует постоянный и стабильный рост, что создало благоприятные условия для экспансии крупных международных игроков розничной торговли. Рост реальных доходов населения и эффективный рост ритейла* стимулировали национальных и западных инвесторов к реализации крупных розничных проектов в России: доля торговли в структуре ВВП достигла 32%.

Если в период 1990-2000 гг. на российский рынок вышло не менее 5 крупных розничных игроков, то в период с 2001 но 2010 гг. экспансию продолжили и продолжают более 30 крупных западных ритейлеров.

Вслед за международными игроками на российский рынок зашли западные логистические компании, поддерживающие экспансию глобальных розничных операторов. Всем стало ясно, что западные гиганты, прошедшие рынки Азии, Мексики, Бразилии и Восточной Европы, чувствуют себя в России вполне уверенно и сегодня определяют отраслевые стандарты отечественного ритейла.

В условиях усиливающейся конкуренции не все российские компании смогли адаптироваться к новым, более жестким условиям рынка и возросшим требованиям к бизнесу. Усиливается борьба за покупателя, гонка за лидерство набирает обороты. На протяжении последних пяти лет лидеры рынка демонстрируют стремительный рост на уровне 50%. Разрыв между лидерами и остальными участниками рынка быстро растет.

Крупные розничные игроки осознали, что только компании, способные консолидировать рынок, получат максимальную капитализацию бизнеса и поддержку инвесторов. Все больше региональных компаний, претендующих на главные роли, стремятся достичь доминирования на своих рынках. Но еще больше растет число ритейлеров, не способных развиваться и сохранить своих потребителей даже в краткосрочной перспективе.

Темпы роста розничных сетей по-прежнему остаются высокими, и к 2010 г. им будет принадлежать более 80% российского рынка продаж продуктов питания. Крупным ритейлерам нужен рост, и основу их роста будут составлять региональные компании. Консолидация ритейла, начатая на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, плавно перенеслась на ЦФО, Приволжский, Уральский, Южный округа, СЗФО. А к 2010 г. основным источником роста крупных национальных игроков станет Сибирь.

Рынок розничной торговли на пороге нового бума: количество компаний-консолидаторов возрастает, как и поток инвестиций в отечественный ритейл (2005 г. стал рекордным по объему иностранных инвестиций в розничный сектор, который был равен 112 млрд., что составило 32% общей суммы западных вложений в Россию). Впервые розничная торговля опередила по этому показателю нефтегазовый сектор.

Выход отечественных компаний на фондовый рынок будет усиливать концентрацию торговли. Акции "Седьмого Континента", "Х5", "Магнита", "Дикси" уже обращаются на фондовых биржах, их стоимость растет вместе с долей рынка. Не менее 15 российских розничных компаний готовятся пройти IP0 в ближайшее время. На РТС открыта стартовая площадка для предприятий с оборотом от 300 до 1000 млн. руб., дающая новые возможности привлечения капитала по упрощенной схеме для небольших компаний. В 2006 г. Россия заняла 3-е место по объему первичного размещения акций, уступив только США и Китаю.

Возрастающая роль покупателя делает его главной фигурой розничного бизнеса, от его потребительских предпочтений зависит будущее ритейлеров, именно за его лояльность разгорается борьба между торговыми операторами. Многие игроки уже включились в этап реинжиниринга процессов и реструктуризации бизнеса. Магазины, открытые более 8-10 лет назад, перестают отвечать меняющимся запросам потребителей и требуют пересмотра торговых концепций. Например, "Магнит" запустил программу по оптимизации бизнеса: ежегодно компания закрывает 100 старых точек продаж и запускает порядка 200 магазинов нового формата. Такие же планы имеются у "Пятерочки" (Х5) и других крупных операторов.

Доходность продаж национальных брэндов стремительно падает, и торговые сети вынуждены делать упор на развитие сетевых торговых марок (СТМ), которые вытеснят с полок магазинов слабые брэнды производителей. Кроме того, ритейлеры ощущают необходимость создания дополнительных ценностей для покупателей - повышения качества обслуживания, сервиса и развития новых услуг. Настало время сегментации рынка продаж продуктов питания: война форматов и торговых концепций уже началась.

На фоне растущей конкуренции в формате супермаркетов развитие дискаунтеров** приобретет новое значение. Формат дискаунтера обеспечивает доступ к новой целевой аудитории и является эффективным оружием в период сегментации рынка и во времена ценовых войн. Практический европейский опыт показал, что с ростом доходов населения потребители пересаживаются на автомобили, объем на рынке, ранее занятый магазинами у дома, будет распределен между дискаунтерами и гипермаркетами: дискаунтеры предлагают оптимальный ассортимент по низкой цене, гипермаркеты - широкий выбор, сервис и качество.

----

* Ритейл - это всего лишь розничная торговля. А ритейл-технологии, соответственно, технологии бизнеса в розничной торговле. В более широком толковании, ритейл - это работа с массовым клиентом, а ритейл-технологии отвечают за организацию этой работы. // http://chtotakoe.info

** Дискаунтер - в промышленно развитых странах магазин, торгующий потребительскими товарами длительного пользования по сниженным ценам без предоставления каких-либо дополнительных услуг. //Финансовый словарь

Опубликовано в журнале "Империя холода", янв. 2008 г.




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-17, -43, -44, -45, доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: