Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 2(26), февраль, 2007 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


ГОРДОСТЬ РОССИЙСКОГО ХОЛОДА
ФИЛИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ


ФИЛИН
Николай Васильевич

Генеральный конструктор по криогенной технике, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почета и медалями.



Холодильщик.RU: - Уважаемый Николай Васильевич, прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за то, что любезно согласились ответить на вопросы корреспондента Холодильщик.RU.
Филин Н.В.: - 21 век неразрывно связан с новыми технологиями, в которых используются низкие температуры. Я думаю, что холодильная и криогенная техника заслуживают того внимания, которое им уделяет Холодильщик.RU.

Холодильщик.RU: - В одной из публикаций Вы пишите, цитируем: "История развития техники связана с непрерывным освоением более высоких температур и увеличением вредных выбросов в среду обитания человека. Применение низких температур и особенно криогенных технологий позволяет коренным образом уменьшить нагрузку на окружающую среду и в ряде случаев нейтрализовать вредные выбросы высокотемпературных технологий".
Филин Н.В.: - Введение Евросоюзом "Интернациональных норм" на токсичность выхлопа автомобиля стимулирует работы по их совершенствованию. Однако быстрый рост количества автомобилей сводит на нет эти достижения, и загрязнение окружающей среды продолжает расти. Все более очевидной становится проблема перехода на новое, альтернативное нефтяному, топливо. Это топливо существенно снизит нагрузку на окружающую среду, и в природе имеются соответствующие его запасы. Такими топливами можно рассматривать только природный газ и водород. Синтетические топлива не приводят к оздоровлению окружающей среды и не улучшают параметры двигателя.
Применение природного газа позволяет снизить нагрузку на атмосферу примерно в 2 раза и исключить загрязнение почвы и водоемов. Использование водорода - полностью исключит или сведет к минимуму вредные выбросы.
При их использовании в "теплом виде" требуются мощные компрессорные станции на заправке и тяжелые баллоны на автомобиле. Необходимо учитывать, что водород проникает в металл и происходит его "наводораживание" с потерей прочности. Применение композитов связано с существенным удорожанием. Важнейшим недостатком является освоение всей технологии работы с высоким давлением в условиях массового использования пожаро- и взрывоопасного продукта. Имеется и такой опыт, что созданные в 80-е годы теперь прошлого столетия более двухсот автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), обеспечивающих заправку компремированным природным газом, в настоящее время загружены не более чем на 13% от их установленной мощности.
Учитывая ограниченность запасов нефтяного топлива, можно утверждать, что основным направлением оздоровления экологии России является перевод транспортных средств с нефтяного топлива на криогенное топливо: на первом этапе на сжиженный природный газ и в перспективе - на жидкий водород. Как переходной период - это компремированный природный газ и пропан-бутановая смесь.

Холодильщик.RU: - Что сдерживает широкое применение природного газа в качестве моторного топлива?
Филин Н.В.: - Трудности в решении столь грандиозной задачи перевода транспортных средств на криогенное топливо связаны с масштабом проблемы. Потребуется создание новой топливной системы транспортных средств (автомобилей, самолетов и др.) и сотен тысяч криогенных баков, а также соответствующей инфраструктуры, включающей десятки заводов по сжижению природного газа с хранилищами (которые в настоящее время отсутствуют), средств транспортировки криопродукта и тысячи заправочных станций. При таких масштабах надо будет решать вопрос существенного удешевления криогенного оборудования: перейти на экономнолегированные стали, максимально исключить вакуумную теплоизоляцию и многое другое.
Особое внимание должно быть уделено вопросу безопасности заправочных станций, работающих в условиях платной застройки крупных городов. Установлено, что во многих случаях процесс распространения пламени в облаке холодного пара происходит с ускорением, переходит в детонацию и заканчивается взрывом. Амплитуда давления внутри облака незначительная, но импульс давления большой. В результате на многих километрах разрушаются легкие конструкции - окна, двери. Следовательно, на заправочных станциях должны быть исключены проливы большого количества сжиженного природного газа (СПГ) и сведены к минимуму его объемы хранения.

"Энергия-Буран" на универсальном
комплексном стенде-старте (УКСС)
Фото Сергея Никитина

Холодильщик.RU: - Во многих публикациях и даже на бытовом уровне можно услышать, что на смену нефтяному топливу, как альтернатива, скоро придет водород. Что Вы можете сказать по данной теме?
Филин Н.В.: - Жидкий водород является универсальным топливом для транспортных средств. Теплота сгорания водорода втрое больше, чем у нефтепродуктов. Его применение существенно сокращает или полностью исключает загрязнение окружающей среды. Находят решение исключительно сложные вопросы безопасности при работе с большими объемами жидкого водорода.
Первоначально его успешное применение в ракетно-космической системе "Энергия-Буран" привело к эйфории. Стало казаться, что мы приблизились к эпохе массового применения водорода в транспортных средствах. Однако появилась новая проблема. Если в ракетной технике стоимость топлива мала, по сравнению со стоимостью всей проблемы, то в автомобильном транспорте это важнейший фактор. Появилась, фактически, новая проблема - стоимость водорода. В природе, как известно, чистый водород отсутствует. Утверждение многих авторов, что запасы водорода на земле неисчерпаемы и оцениваются величиной 1,2·1017 тонн, по крайней мере, некорректно, поскольку это запасы не водорода, а его химического соединения - воды. Для получения водорода из воды необходимо, как минимум затратить такое же количество энергии, которое выделяется при его сгорании и учесть коэффициент полезного действия обычно не превышающий 50%. При ожижении водорода и с учетом потерь жидкости в процессе эксплуатации, затраты энергии еще удваиваются.
Проведенные оценки показывают, что на 1 кВт·ч полезной необходимо затратить 4 кВт·ч первичной энергии. Это и является основным препятствием широкого применения водорода.

Холодильщик.RU: - Вы успешно участвовали и руководили научными и конструкторскими разработками в области ракетной и криогенной техники. В эти годы было успешно завершено создание стартового комплекса, обеспечивающего, впервые в мировой практике, заправку глубоко охлажденными водородом и кислородом ракетно-космическую систему "Энергия-Буран". Расскажите, пожалуйста, каким образом вы решали эту важнейшую задачу?
Филин Н.В.: - После успешных полетов ракеты-носителя "Р-7", в дальнейшем - "Восток", которая в течение полстолетия обеспечивает успешные полеты космонавтов, ОКБ С.П. Королева приступило к созданию ракеты "Н-1". Ракета-носитель "Н-1", а в Лунном варианте "Н-1, Л-3", позволяет решать все задачи по освоению планет Солнечной системы. Работа велась в сложнейших условиях. Большие трудности были с финансированием. К созданию двигателей были привлечены КБ авиационной промышленности, которые впервые создавали жидкостные ракетные двигатели. В КБ Главного конструктора Н.Д. Кузнецова разрабатывался двигатель первой и второй ступени с тягой 150 т на компонентах топлива "керосин+кислород". В КБ Главного конструктора А.М. Люльки разрабатывался двигатель верхней ступени Лунного варианта на компонентах топлива "водород+кислород" с тягой 40 т. Одновременно продолжались работы в КБ Главного конструктора А. М. Исаева по созданию двигателя на компонентах топлива "водород+кислород" с тягой 6,4 т, обеспечивающий маневрирование на орбите Луны. В создании данных двигателей и особенно их стендовой отработки я принимал непосредственное участие. Памятен такой случай. Идет заседание ВПК (в Кремле). Главный конструктор А.М. Люлька докладывает о создании двигателя. Ему задают вопрос: "Архип Михайлович, секундный расход жидкого водорода у Вас огромен. При запуске двигателя возможно его значительное опережение и образование большого облака водородо-воздушной смеси за соплом. Как решать эту проблему?". Архип Михайлович задумался и, как авторитетный человек, которому нет необходимости говорить неправду, ответил: "Шут ее знает! Вон Николай Васильевич знает что делать". Перешли к следующему вопросу.
В наш Научно-испытательный институт (НИИ-229) прислали на заключение принципиальную схему и другие материалы на разрабатываемую ракету-носитель "Н-1". С резолюцией - "Подготовить заключение" - я, будучи начальником отдела испытаний ЖРД большой тяги, получил все присланные документы. Была проведена самая тщательная проработка. Имеющийся опыт эксплуатации криогенных стендовых систем показывал, что гидродинамические процессы в сложной и разветвленной системе подачи жидкого кислорода в 32 двигателя могут привести к неприятностям. В то время технология работы с жидкими криопродуктами находилась на начальной стадии своего развития и, я не мог описать особенности физических процессов в системе подачи и определить количественные значения возникающих динамических нагрузок.
Началось заседание НТС института с приглашением разработчиков и специалистов других организаций. Директор, ведущий заседание, передоверился подготовленному мною документу и велел Ученому секретарю зачитать проект заключения. По мере чтения менялся цвет его (директора) лица и появились капли пота. Чтение было прекращено, а в мой адрес заявлено: "Преступно думать, что такое изделие может разрушиться!" (к сожалению, аварии преследовали каждый этап). Так я впервые познакомился с данной программой. Вся моя последующая активная жизнь была связана с непосредственным участием в решении различных задач данной проблемы: на первом этапе, как испытатель и участник создания всех типов двигателей, на втором - как руководитель, и позднее как Генеральный конструктор по криогенной технике, обеспечивающий создание всего комплекса криогенного и криовакуумного оборудования названных систем.
Обеспечить создание и доводку необычайно сложной ракеты "Н-1", разрабатываемой на том уровне развития техники, возможно и было под силу С.П. Королеву... Его не стало. Менялись новые Главные. Неприятности следовали одна за другой. Работы по доводке ракетно-космической системы "Н-1, Л-3" шли с переменным успехом.
Дело принципиально изменилось, когда весь комплекс работ в данном направлении возглавил Главный конструктор академик Валентин Петрович Глушко. Тема "Н-1, Л-3" была закрыта как неперспективная, и затраты списаны. Начались интенсивные работы по новому проекту, получившему в дальнейшем название: ракетно-космическая система "Энергия-Буран".
На встрече вдвоем В.П. Глушко показал возросшие весовые характеристики подсистем ракеты "Энергия", выданные соисполнителями после проведенной проверки. Посетовал на управленцев, которые значительно увеличили первоначальный вес. Единственный способ улучшить весовые характеристики ракеты - перейти с кипящих, как было задано ранее, на охлажденные водород и кислород.
На совещаниях Валентин Петрович неоднократно повторял: "Чем больше знает человек, тем тише он говорит". И в данном случае Глушко спокойным и тихим голосом обратился ко мне: "Ответьте, Николай Васильевич, на один вопрос. Ваша организация в состоянии создать такую систему заправки? Что касается стоимости, то это моя проблема и, я ее решу. Нужно помнить: система заправки создается один раз!".
Решение принято. В тот же день все работы по созданию системы заправки кипящими компонентами топлива были прекращены. Началось формирование комплекса новых задач и поиск путей их решения.
Компонентами топлива системы явились: "кислород+водород" в центральном блоке, "кислород+керосин" в ускорителях ракеты и космическом корабле "Буран". Криогенные компоненты топлива применялись в охлажденном состоянии, что позволило упростить конструкцию и технологию работы с криопродуктами в ракете, а также увеличить полезную нагрузку более чем на 7 т.
Вместе с тем, переход на охлажденные компоненты топлива вызывает большие трудности в создании системы заправки. При существующей теплоизоляции огромного бака водорода необходимо обеспечить теплосъем более 1000 кВт на температурном уровне менее 20 К. Циркуляция водорода, охлажденного на 2-3 К, через бак ракеты по магистралям диаметром 300 мм, должна осуществляться вплоть до начала ее движения. Все это требует крайне высокой надежности системы заправки и термостатирования. Несмотря на все преимущества применения охлажденного водорода, осуществить ее американцам не удалось. Была принята и возросшая стоимость стартового комплекса. При этом учитывалось, что ракета "Энергия" является многоцелевой и в интересах министерства обороны она способна вынести на орбиту более 100 т полезного груза. Это и было нашим ассиметричным ответом и позволило свести на нет все достижения американцев по программе стратегической оборонной инициативы (СОИ).
Создание и успешные полеты ракеты "Энергия", а затем и ракетно-космической системы "Энергия-Буран", безусловно, было высшим достижением в освоении космического пространства.

Холодильщик.RU: - В диалоге с Вами Глушко не назвал организацию, которую Вы представляли.
Филин Н.В.: - В системе нашего Министерства (Минхиммаша) постепенно формировалась самостоятельная отрасль криогенного машиностроения, что требовало единого руководства и проведения единой технической политики. С этим вопросом наш Министр обратился в ЦК КПCC и Совет Министров СССР с соответствующим письмом, которое ниже приведено полностью.

"ЦК КПСС
Совет Министров СССР

Придавая первостепенное значение развитию криогенной техники как эффективному средству научно-технического прогресса в народном хозяйстве, фундаментальных научных исследованиях и оборонной технике, Совет Министров СССР постановлением от 9 ноября 1965 г. №1051 учредил должность генерального конструктора по криогенной технике Министерства химического и нефтяного машиностроения, назначив на эту должность т. Белякова В.П.

В связи со смертью т. Белякова В.П. в августе 1986г. ответственность за научно-технический уровень создаваемой новой криогенной техники была возложена Минхимашем на первого заместителя генерального директора по научной работе головной организации - НПО "Криогенмаш" т. Филина Н.В., назначенного 03.II.86 г. по согласованию с ГКНТ СССР генеральным конструктором по криогенному оборудованию. Одновременное создание ВНПО "Криотехника", объединившего все предприятия криогенного машиностроения страны, было направлено на осуществление единого научного и технического руководства развитием отрасли и созданием высокоэффективной криогенной техники.

За прошедший период ВНПО "Криотехника", работая в сложных условиях перехода на новые условия хозяйственного механизма, добилось значительных успехов как в выполнении плановых заданий", так и в части создания новой техники, отвечающей современному научно-техническому уровню.

В предстоящие годы в отрасли криогенного машиностроения предстоит продолжить и развернуть новые масштабные исследования и опытно-конструкторские работы по созданию систем криогенного обеспечения опытного термоядерного реактора, протонного ускорительно-накопительного комплекса на энергию 3000 Гэв в Протвино, технических комплексов для использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива, криогенного оборудования для широкого внедрения "теплой" сверхпроводимости, воэдухоразделительных установок третьего поколения и криогенных жидкостных комплексов для централизованного снабжения регионов, а также ряда систем по обеспечению криопродуктами ракетно-космических комплексов, авиации и флота.

С учетом изложенного Минхиммаш ходатайствует о введении вновь должности генерального конструктора по криогенной технике и назначении на эту должность т. Филина Николая Васильевича - видного ученого и конструктора криогенной техники, умелого организатора научных исследований и конструкторских разработок.

Тов. Филин Н.В. родился в 1928 году в Пензенской области, русский, член КПСС с 1957 г., окончил в 1953 г. Московский авиационный институт, доктор технических наук, профессор.

До 1968 года работал на инженерных руководящих должностях в системе Миноборонпрома и Минобщемаша. С 1968 года т. Филин Н.В. работает в отрасли криогенного машиностроения, сначала в должности заместителя директора по научной работе ВНИИКриогенмаш, а с 1972 года - первого заместителя генерального директора по научной работе НПО "Криогенмаш". В 1986 году назначен первым заместителем генерального директора по научной работе ВНПО "Криотехника". В течение 20-ти лет т. Филин Н.В. руководит научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по созданию криогенных установок и систем. Созданное оборудование по своему научно-техническому уровню не уступает зарубежному, а по ряду параметров и превосходит его. Особенно значителен личный вклад т. Филина Н.В. в создание криогенных систем заправки комплекса "Энергия". Развитые им теоретические обобщения неустановившихся гидродинамических процессов в криогенных системах, предложенные принципиально новые схемные, конструктивные и компоновочные решения были полностью подтверждены в ходе испытаний и штатной работы систем, руководство которыми осуществлял т. Филин Н.В. в качестве члена Государственной комиссии.

Как председатель совета главных конструкторов ВНПО "Криотехника" т. Филин Н.В. осуществляет большую работу по координации деятельности предприятий объединения по созданию и внедрению нового криогенного оборудования. На протяжении многих лет руководит работой секции криогенного машиностроения НТС Минхиммаш, а также секции криогенных систем Межведомственного научно-технического совета по криогенной технике, который координирует работу свыше 50 предприятий различных министерств и ведомств.

Научно-производственная деятельность т. Филина Н.В. отмечена правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина". Он является лауреатом премии Совета Министров СССР.

Назначение т. Филина Николая Васильевича на должность генерального конструктора по криогенной технике будет способствовать наиболее эффективному использованию научно-технического и производственного потенциала ВНПО "Криотехника" для решения народнохозяйственных задач и повышения обороноспособности страны.

В.М. Лукьяненко".

Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1988 г. № 1475 была учреждена должность Генерального конструктора по криогенной технике, и я был на нее назначен.
Правительство было обеспокоено уровнем криогенной техники и ее возможностями в решении стоящих перед ней проблем. Мой доклад был заслушан на "большом" Совете Министров СССР, проходившем в овальном зале Кремля, расположенном под главным знаменем страны.
По существу было поставлено два вопроса:
1). Обеспечение народного хозяйства страны криогенным оборудованием и
2). Способность отрасли криогенного машиностроения обеспечить потребности ракетно-космической техники.
По первому вопросу мною было показано, что страна полностью обеспечена криогенным оборудованием: одно только НПО "Криогенмаш" осуществляло поставку криогенного оборудования в 17 стран мира на сумму более чем 30 млн. долл. США в год. На отечественных установках в стране производилось 40 млрд. м3 кислорода и 18 млрд. м3 азота в год, что соответственно в 2 и 1,5 раза больше их производства в США.
По второму вопросу я доложил о том, что все принципиальные проблемы, стоящие в настоящее время перед криогеникой по программе ракетно-космической техники решены. Идет изготовление оборудования. Под руководством и контролем криогенщиков будут проведены монтажные, пусконаладочные и сдаточные испытания в определенные постановлением Правительства сроки.

Холодильщик.RU: - Расскажите, пожалуйста, о подготовке конструкторов в МГУИЭ.
Филин Н.В.: - Роль прикладной науки и особенно конструкторов в развитии криогеники необычайно велика. Не случайно их именами называются конструкции или схемные решения - сосуд Дьюара, цикл Капицы (цикл низкого давления с турбодетандером) и т. п. Вместе с тем к конструктору предъявляются высокие требования. Он должен обладать широтой взгляда на решение технической проблемы и иметь абстрактное мышление. Понимать физические процессы на всех режимах работы установки или данного узла. Знать достижения прикладной науки и воплотить их в реальную конструкцию. Провести оптимизацию функций каждого элемента конструкции, оценить их стоимость.
Начало работы молодых специалистов в конструкторском бюро ранее было связано с длительным процессом доучивания, когда приказом они закреплялись за опытными конструкторами, которым данная работа дополнительно оплачивалась.
Считается, что конструктор сформировался, если он прошел "первый круг Ада":
- самостоятельно разработал узел;
- при его непосредственном участии узел изготовлен в производстве;
- выехал на место монтажа изделия и провел сдаточные испытания;
- на всех этапах осуществлял доводку конструкции, внося усовершенствования "листками изменений".
Большое внимание качеству обучения специалистов на нашей кафедре уделяли П.Л. Капица и ведущие специалисты Института физических проблем, сформировавшие школу подготовки криогенщиков в МИХМе. Петр Леонидович говорил: "...Важно, чтобы основа знания давалась крупными учеными, которые закладывали бы фундамент, сообщали молодежи то, что нужно для построения здания...". Он настойчиво боролся с такой формой обучения, когда на лекциях в том или ином виде просто пересказывается материал учебника: "...Все наше воспитание инженеров ведется так, чтобы, если не убить, то, во всяком случае, не развивать стремление к самостоятельному, оригинальному мышлению...".
В современных условиях произошли принципиальные изменения: в результате проводимой политики по оплате труда из высшей школы интенсивно вымываются талантливые ученые. Опытные конструктора в КБ принципиально не могут воспитывать для себя конкурентов. Вместе с тем в КБ требуются конструктора, способные создавать оригинальные и конкурентоспособные конструкции.
Учитывая новые требования к нашим выпускникам на современном этапе, был сформирован курс "Практические основы конструирования на базе криогенной техники". Цель курса подготовить инженеров-конструкторов, способных ориентироваться в современных условиях реальных производств и создавать как криогенное оборудование, так и оборудование, используемое в различных областях промышленности.

Холодильщик.RU: - Благодарим Вас за столь содержательное интервью, и от имени редакции газеты и читателей Холодильщик.RU, желаем Вам крепкого здоровья и самых наилучших пожеланий во всех делах.
Филин Н.В.: - Спасибо. Всегда буду рад ответить на вопросы Холодильщик.RU.

БИОГРАФИЯ

Николай Васильевич Филин родился 2 января 1928 года. Детство и юность прошли в г. Пензе. После окончания с отличием Московского авиационного института в 1953 году по специальности "Жидкостные ракетные двигатели" Николай Васильевич начал трудовую деятельность в научно-испытательном институте МОМа (НИИхиммаш, Московская область), где прошел путь от инженера до начальника водородного комплекса. Н.В. Филин принимал активное участие в создании жидкостных ракетных двигателей, их стендовой отработке, впервые осваивал технологию работы с большими объемами жидкого водорода.

По результатам работ в 1963 году Н.В. Филин успешно защитил кандидатскую диссертацию по процессам в топливных магистралях ракет и стендов.

В 1968 году Н.В. Филин был переведен на работу заместителем директора по научной работе ВНИИ Криогенного машиностроения. В 1972 году после образования НПО "Криогенмаш" был назначен первым заместителем Генерального директора по научной и конструкторской работе. Под его руководством в этот период был выполнен комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию уникальных криогенных систем наземных заправочных комплексов, а также крупных имитаторов космоса, не имевших аналогов в мировой практике; были проведены теоретические и экспериментальные исследования процессов хранения, термостатирования и охлаждения криогенных жидкостей; отработаны конструкции высокоэффективной теплоизоляции, криогенной арматуры больших диаметров, резервуаров, газификаторов, средств вакуумирования. Особенно велик вклад Николая Васильевича в теорию неустановившихся гидродинамических процессов при работе криогенных систем на жидких криопродуктах.

Н.В. Филин предложил физическую и математическую модель неустановившихся процессов на основе раздельного описания жидкой и паровой фазы с учетом неравновесности процессов, сложного характера теплообмена со стенкой и на границе раздела фаз. Им разработаны эффективные практические рекомендации, исключающие возникновение разрушающих нагрузок. По результатам этих работ в 1980 году Н.В. Филин защитил докторскую диссертацию на тему "Исследование неустановившихся процессов и особенности создания криогенных систем".

Под руководством Н.В. Филина подготовлено 20 кандидатов и докторов наук. Ему принадлежат более 150 печатных работ, в том числе 4 монографии, и более 160 изобретений.

Николай Васильевич был инициатором принципиально новых решений, в частности, наземной компоновки на старте емкостного оборудования, вытеснительной системы подачи с контуром циркуляции на струйных аппаратах, глубокого охлаждения жидких кислорода и водорода, что позволило создать высокоэффективный комплекс заправки ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Как член Государственной комиссии Н.В. Филин руководил всеми испытаниями криогенных систем, в ходе которых были полностью подтверждены проектные параметры.

Много сделал Николай Васильевич для создания специальной измерительной техники для криогеники. Как один из авторов этих работ, Николай Васильевич в 1983 году был удостоен премии Совета Министров СССР в области науки и техники.

В 1981 году Н.В. Филин стал заведующим кафедрой "Криогенная техника и технология" Института повышения квалификации Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. Опыт создания криогенного оборудования нашел отражение в монографии Николая Васильевича "Повышение эффективности производства и его резервы", рекомендованной Минвузом в качестве учебного пособия для слушателей повышения квалификации.

После смерти в 1986 году Виктора Петровича Белякова Н.В. Филин был назначен Генеральным конструктором по криогенному оборудованию, а в 1988 году Постановлением Совета Министров СССР назначен Генеральным конструктором по криогенной технике.

В мае 1986 года Н.В. Филин принимал непосредственное участие в работе по практическому и эффективному применению криогенных технологий для ликвидации аварийной ситуации после взрыва на Чернобыльской АЭС. Оперативно осуществленное прекращение тепловыделений реактором аварийного блока Чернобыльской АЭС и замораживание его подосновы сжиженным азотом позволили предотвратить дальнейшее, еще более катастрофическое развитие этой аварии.
Н.В. Филин с космонтавтом А. Николаевым
После создания межотраслевого государственного объединения по разработке и производству криогенного оборудования Николай Васильевич успешно руководил научными и конструкторскими разработками в области криогенной техники в масштабах всей страны. В эти годы было успешно завершено создание стартового комплекса, обеспечивающего, впервые в мировой практике, заправку глубоко охлажденными водородом и кислородом ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Завершено создание имитатора космоса, в котором космический аппарат "Буран" прошел полную отработку, что предопределило его успешный полет. Развернуты работы по созданию воздухоразделительных установок третьего поколения и систем криогенного обеспечения термоядерного реактора (Т-15) и протонного ускорительно-накопительного комплекса на энергию 3000 Гэв. Проведена глубокая межвидовая унификация криогенного оборудования, что в сочетании с обезличенной системой обозначения позволило перейти от единичного к мелкосерийному производству, существенно снизить трудоемкость создания криогенного оборудования и повысить его конкурентоспособность.

С 1987 года в течение пяти лет Н.В. Филин возглавлял кафедру "Криогенная техника" МИХМа (ныне МГУИЭ).

В 1996 году Николаю Васильевичу присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РФ".

Н.В. Филин, являясь руководителем научной школы по исследованию и созданию жидкостных криогенных систем, пользуется в научных кругах заслуженным авторитетом. Он был выбран членом ряда комиссий Академии наук СССР, вице-президентом комиссии А-3 Международного института холода (Париж), действительным членом Международной академии холода (Санкт-Петербург). На протяжении многих лет он руководил работой секции криогенного машиностроения НТС Минхиммаша, а также секции криогенных систем при ВПК Совета Министров СССР, которые координировали работу свыше 50 предприятий различных министерств.

В 90-е годы важной сферой деятельности Николая Васильевича стала педагогическая работа. Его монография "Жидкостные криогенные системы" и учебник "Криогенные системы" востребованы специалистами и студентами-криогенщиками.

Николай Васильевич разработал новый курс "Жидкостные криогенные системы", который стал основой многих криогенных технологий, а также курс "Основы конструирования криогенного оборудования", помогающий студентам выполнить в полном объеме разработку сложных узлов криогенного оборудования.

Сегодня профессор кафедры МГУИЭ Н.В. Филин полон сил, по-прежнему бескорыстно служит своей любимой криогенной технике, воспитывая студентов и специалистов высокой квалификации, плодотворно руководя разработкой новых криогенных направлений.





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: