Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 1(25), январь, 2007 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


МНЕНИЕ
В.Б. Сапожников
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИНДУСТРИЯ ИСКУССТВЕННОГО ХОЛОДА
НАКАНУНЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

    

Логотип ВТО и флаг России

Государственная техническая политика России на современном этапе развития национальной промышленности формируется как политика переходного периода, характеризующегося углублением процессов либерализации экономики. Указанные процессы сопровождаются изменением форм собственности промышленных предприятий, развитием рыночного регулирования производственной сферы, появлением свободных рынков товаров и услуг, расширением участия российских производителей в международном разделении труда.

Последние три обстоятельства должны особенно заметно проявиться после вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО). Всемирная торговая организация является международной структурой, созданной в январе 1995 года, взамен существовавшего ранее (с 1947 года) Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Назначение ВТО - регулирование торгово-политических отношений государств - членов ВТО на основе так называемого пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 годы), выступающего в качестве правового базиса современной международной торговли /1/.

Указанные Соглашения предполагают соблюдение следующих основополагающих принципов и правил:

  • торговля без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного производства;

  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами, ликвидация технических барьеров в торговле (ТБТ);

  • отказ от использования количественных и иных ограничений на товары и услуги;

  • прозрачность (транспарентность) торговой политики;

  • решение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Основные последствия вступления России в ВТО можно объединить в две группы.

К первой группе относятся обязательства и права по доступу на международный и внутренний российские рынки.

Во второй группе находится приведение национального законодательства в соответствие с положениями соглашений ВТО и встраивание России в международную правовую систему регулирования отношений хозяйствующих субъектов в области торговли.

Одной из основных составляющих первой группы является реформирование системы нетарифных барьеров в торговле, и в частности, устранение технических барьеров, в качестве которых могут выступать национальные стандарты и другие нормативные документы, регламентирующие технические требования к той или иной продукции.

Задачу устранения технических барьеров в торговле призван решать введенный в действие с 1 июля 2003 года Федеральный Закон о техническом регулировании № 184-ФЗ /2/. Согласно Закону о техническом регулировании в России появляется новый документ государственного регулирования рынка - технический регламент (ТР). Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. В качестве объектов технического регулирования применительно к холодильной технике выступают все виды холодильного оборудования, процессы его производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и утилизации. Предметом технического регулирования является формирование требований к оборудованию на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивающих защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охрану окружающей среды и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей оборудования.

Реформа технического регулирования в России, основанная на замене массива действующей НТД техническими регламентами, отличается от системы технического регулирования, действующей на Западе. Так, например, в странах Евросоюза на сегодня принят так называемый "новый подход", основанный на принятии Директив ЕС. В США, Канаде, Японии, Индокитае, странах Латинской Америки техническое регулирование, как правило, осуществляется через органы исполнительной власти по аналогии с тем, как это было в России до 2003 года.

Технические регламенты, в отличие от этого, имеют статус Федеральных законов, то есть принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ. В отдельных, особо оговоренных Законом /2/ случаях, ТР может вводиться в действие Постановлением Правительства РФ, Указом Президента либо Международным Договором РФ, ратифицированным в установленном порядке. Требования, вошедшие в ТР, являются обязательными для соблюдения и применения.

Со дня вступления в силу Закона /2/ все требования действующих в настоящее время стандартов и других нормативных актов и документов в области холодильной техники подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Остальные требования подлежат исполнению на добровольной основе.

Идеология реформирования системы технического регулирования, реализованная в Законе /2/, может быть сведена к следующим основным принципам:

  • В условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений.

  • Обязательные требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах - технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют экономику в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности.

  • Введение обязательных норм переносится с ведомственного уровня на уровень общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства, действующие до принятия данного регламента законом. Тем самым признается, что техническое регулирование - нормирование и контроль - является одним из основных инструментов выработки и реализации макроэкономической политики.

  • Закладывается стратегическая установка на переход от крайне обременительного дорыночного контроля к контролю на рынке.

  • Принципиально более демократичной становится процедура подготовки и принятия документов новой нормативно - правовой базы, открывающая возможность самого активного участия в этом процессе для предпринимательского и потребительского сообществ, а также научно-технической общественности.

Работа по подготовке проектов технических регламентов в различных областях реальной экономики была начата еще до вступления в силу закона о техническом регулировании. Однако в силу различных причин к настоящему моменту действует только один технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609. Вместе с тем, согласно заявлению председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, которое он сделал на встрече с журналистами различных СМИ в конце февраля 2006 года, процесс принятия технических регламентов в этом году после паузы в 2,5 года, возможно, сдвинется с мертвой точки. По его словам, бизнес наконец-то "получил от правительства сигнал о том, что пора активно заняться разработкой технических регламентов". В ближайшее время правительство должно внести на рассмотрение в Госдуму около 20-25 законопроектов по техническому регулированию. Планируется, что в течение 5,5 лет будет принято до 50 общих регламентов, а также от 600 до 100 специальных регламентов в виде федеральных законов.

Весь массив разработанных и запланированных к разработке проектов технических регламентов условно можно разделить на три группы. В первой группе находятся регламенты (всего их 84 наименования), предусмотренные Программой разработки технических регламентов на 2004 - 2006 годы, которая утверждена Распоряжениями Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р и от 8 ноября 2005 г. № 1889-р. Во второй группе (свыше 130 наименований) технические регламенты, разрабатываемые экспертными советами, созданными при Экспертном управлении Президента РФ и Экономической рабочей группе при Администрации Президента РФ. И, наконец, третья группа - это регламенты, подготовленные по инициативе разработчиков (около 80 наименований). Специальный технический регламент на холодильные системы и оборудование входит во вторую группу. Состав экспертного совета по разработке федерального закона о техническом регламенте "О безопасности холодильных систем и оборудования" утвержден Распоряжением руководителя Экспертного управления Администрации Президента РФ А. Дворковича от 27.09.2005 № 23. Вместе с тем, в настоящее время подготовлены изменения в правительственную Программу разработки технических регламентов, в соответствии с которыми в нее включен и специальный технический регламент по безопасности холодильных систем.

Одновременно со дня вступления в силу Закона /2/ претерпела изменение процедура подтверждения соответствия продукции требованиям ТР, положениям стандартов и иных документов. Отныне подтверждение соответствия может быть как добровольным, так и обязательным, причем формой подтверждения соответствия являются либо декларация о соответствии, либо сертификат соответствия. Оба этих документа являются юридически абсолютно равноправными. Отличие их состоит в том, что декларацию соответствия готовит производитель (поставщик) продукции, а сертификат соответствия выдает независимый негосударственный сертифицирующий орган, аккредитованный для выполнения этой функции в Федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию (сегодня - это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ). Перечень продукции, в отношении которой предусматривается обязательное подтверждение соответствия, должен будет ежегодно определяться (и корректироваться) Правительством РФ.

Реформирование системы нетарифных барьеров путем принятия Закона /2/ и разработки предусмотренных этим Законом технических регламентов, изменение процедуры подтверждения соответствия применительно к холодильной технике для российских производителей компонентов холодильного оборудования (холодильные компрессоры, теплообменные аппараты, арматура и элементы холодильной автоматики) скорее всего приведет к снижению уровня защиты российского рынка комплектующих и, как следствие, к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий.

Промышленное и торговое холодильное оборудование, имеющееся сегодня в России, относится к такой категории оборудования, для которой характерны две специфических противоречивых тенденции.

С одной стороны то оборудование, которое досталось холодильной промышленности в наследство от Советского Союза, имеет степень износа порядка 52…53%. За последние 10 лет с 1995 года эта цифра оставалась практически неизменной, поскольку ежегодно за этот период обновлялось не более 1,5% оборудования, при том, что выводилось из эксплуатации по причине полного износа около 1%.

С другой стороны, после 1999 года ежегодный прирост холодильного оборудования, поступающего на рынок, главным образом импортного производства, либо собираемого в России из импортных комплектующих, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, составлял в среднем от 40% до 60%. Так, только за 2005 год было изготовлено около 240 тысяч единиц систем и агрегатов промышленного и торгового холодильного оборудования, что составило 160% по отношению к 2004 году. При этом объем импорта холодильного оборудования за период с 2001 по 2004 годы вырос с 226 до 350 млн. долл. США /4/.

В настоящее время к числу наиболее крупных представителей российского холодильного машиностроения относятся предприятия, перечисленные в таблице.

Таблица
Основные отечественные предприятия холодильного машиностроения

Наименование предприятия

Номенклатура выпускаемого оборудования
ОАО «Пензкомпрессормаш», г. Пенза Винтовые и поршневые компрессоры
ОАО «Машзавод», г. Чита Компрессорно-конденсаторные агрегаты и холодильные машины для стационарных и судовых холодильных установок

ОАО «Казанькомпрессормаш», г. Казань

Центробежные, спиральные и винтовые компрессоры, холодильные машины, воздушные турбохолодильные установки

ОАО «Касимовхолод», г. Касимов

Компрессоры, теплообменники и холодильные машины для торгового оборудования

ОАО «Холодмаш», г. Ярославль

Компрессоры, компрессорно-конденсаторные агрегаты, теплообменники и холодильные машины для торгового оборудования

ОАО Московский завод холодильного машиностроения «Искра», г. Москва

Компрессоры, теплообменники и холодильные машины для торгового оборудования

Помимо оборудования, приведенного в таблице, в России производится холодильная автоматика, арматура, трубопроводы и другие комплектующие. Главной отличительной особенностью российских производителей элементной базы и компонентов холодильной техники являются незначительные (десятки и сотни тысяч единиц) годовые объемы выпуска продукции. В сравнении с импортными производителями, годовые объемы выпуска которых измеряются миллионами и десятками миллионов единиц, в условиях ликвидации технических барьеров отечественным производителям будет очень сложно конкурировать с производителями импортной продукции. Примером того, какие сложности при этом возникают, могут служить проблемы с реализацией продукции у российских производителей элементной базы для холодильного торгового оборудования, которым приходится работать в условиях насыщенности внутреннего рынка продукцией известных зарубежных компаний (Danfoss, Bitzer, Maneurop, Eliwell, Copeland и др.).

Следует иметь в виду и то, что после вступления России в ВТО все предприятия должны будут или работать только по своим запатентованным технологиям, или платить за использование технологий, запатентованных другими странами. Директор Института проблем нефти и газа РАН академик А. Дмитриевский в интервью журналу "Мировая энергетика" (№ 7-8, 2004 г.) сообщает, что западные компании готовятся к патентной атаке на Россию. Согласно его данным в прошлом году некоторые компании на подобных судебных исках заработали больше, чем на производстве продукции.

Вместе с тем, представляется, что определенные преимущества от присоединения России к ВТО получат те российские компании, которые занимаются проектированием и изготовлением оборудования для крупных систем холодоснабжения, используя импортные компоненты и комплектующие, а также производят компрессорно-конденсаторные (компрессорно-ресиверные) агрегаты и холодильные машины на основе этих комплектующих. Дело в том, что комплексные системы холодоснабжения носят, как правило, индивидуальный характер. Зарубежным конкурентам в силу целого ряда причин будет очень непросто занять этот сегмент российского рынка искусственного холода. Однако реформирование системы нетарифных барьеров позволит существенно упростить процедуры подтверждения соответствия равных компонентов холодильного оборудования требованиям технических регламентов.

Скорее всего, будут снижены и таможенные пошлины на импортные компоненты холодильного оборудования, что также должно привести к дальнейшему развитию именно тех российских компаний, которые работают в сфере проектирования и производства оборудования для комплексных систем холодоснабжения на основе импортных компонентов. Если же говорить об отечественном холодильном машиностроении и уж тем более о холодильной автоматике с использованием элементов электроники, то здесь, как и в других машиностроительных отраслях, российский рынок окажется завален импортной продукцией, конкурировать с которой отечественная техника, по-видимому, не сможет. Основное преимущество компонентов холодильного оборудования отечественного производства - низкая стоимость - сегодня практически перестает работать. Жесткая конкурентная борьба вынуждает российских производителей в первую очередь заботиться о качестве продукции. В условиях мелкосерийного производства это неизбежно приводит к росту цен. Немаловажным обстоятельством является и неудовлетворительный уровень сервисного обслуживания оборудования российского производства. Выходом из этой ситуации, по-видимому, может оказаться как раз то самое международное разделение труда, которое с успехом применяется в странах-членах ВТО и которое, в той или иной степени, начинает работать и в России. В частности, имеются данные о том, что Московский завод "Компрессор" планирует организовать сотрудничество с известной японской компанией Mayekawa Mfg.Co.Ltd (Mycom) в области производства промышленных холодильных компрессоров.

Еще одним фактором, который может оказать влияние на развитие отечественной холодильной техники после вступления России в ВТО, будут требования по соблюдению Россией Международных соглашений в области охраны окружающей среды. К числу таких соглашений, прежде всего, следует отнести международные обязательства РФ в отношении защиты озонового слоя, предусмотренные Монреальским протоколом (1987) и соответствующими поправками к нему.

Одним из условий, которые должна была выполнить Россия для вступления в ВТО, явилась ратификация Копенгагенской (1994) и Пекинской (1999) поправок к Монреальскому протоколу, содержащие жесткие ограничения на производство и потребление хладагентов на основе галогеносодержащих углеводородов (хладонов) и, в частности, хладонов категории гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) /3/. В этой категории Россия очень широко использует хладон-22 (ГХФУ - 22) и смесевые хладагенты на его основе. Однако указанные поправки предусматривают полное прекращение производства хладонов категории гидрохлорфторуглеродов к 2030 году. Отказ от использования в России хладонов категории ГХФУ в соответствии с требованиями Копенгагенской и Пекинской поправок к Монреальскому протоколу может привести к существенным проблемам для отечественных производителей холодильной техники.

Вторым международным соглашением, которое может негативно повлиять на российскую холодильную индустрию, является ратифицированный Госдумой РФ Киотский протокол. Этот документ, накладывающий ограничения на эмиссию парниковых газов (на долю России, как известно, сегодня приходится примерно 17% от общемирового уровня выброса этих газов), применительно к холодильной отрасли создает весьма неоднозначную ситуацию с использованием в качестве хладагентов даже так называемых озонобезопасных, то есть бесхлорных галогеносодержащих углеводородов категории ГФУ. Монреальский протокол не ограничивает производство и потребление хладонов ГФУ, чего нельзя будет сказать о Киотском протоколе, поскольку все без исключения хладоны, в том числе и категории ГФУ, являются парниковыми газами. Несмотря на то, что научное обоснование необходимости ограничения эмиссии парниковых газов имеет немало противников, среди которых есть весьма видные российские и зарубежные ученые из академической среды, подписание Киотского протокола - свершившийся факт. В связи с этим неизбежно встанет вопрос о переводе холодильного оборудования на так называемые "природные" хладагенты, к числу которых прежде всего относится аммиак (NH3), также двуокись углерода (СО2) и некоторые углеводороды. Применительно к промышленному холодильному оборудованию использование в качестве хладагента аммиака является освоенным отечественной промышленностью и особых проблем вызывать не должно, если не считать необходимости реализации специальных мер, обусловленных высокой токсичностью и пожаровзрывоопасностью аммиака. А вот для торгового и бытового холодильного оборудования возможные ограничения на применение хладонов, обусловленные Киотским протоколом, могут привести к полной неспособности отечественного холодильного машиностроения конкурировать с импортом. Предприятия, которые сегодня готовы серийно производить холодильное оборудование, использующее в качестве хладагентов СО2 или углеводороды, в России практически отсутствуют.

Справедливости ради следует отметить, что ивестны заявления некоторых производителей, в частности, Ярославского ОАО "Холодмаш", о готовности выпуска компрессоров для торгового холодильного оборудования, использующих в качестве хладагента изобутан (R600a), не являющийся парниковым газом. Но объемы выпуска такого оборудования, а главное, отсутствие в России инфраструктуры для широкого использования СО2 и углеводородов, вряд ли дадут возможность отечественным производителям конкурировать с западными компаниями, которые интенсивно работают в этой области по крайней мере последние 10 лет.

Обобщая изложенные выше соображения, можно в итоге получить следующие выводы. Оценка последствий вступления России в ВТО, проводимая сегодня различными структурами, носит главным образом качественный характер. Ряд либеральных российских экономистов, говоря о том, что отдельные отрасли отечественной промышленности не смогут выдержать конкуренции с импортной продукцией, в целом дают оптимистический прогноз и заявляют о неоспоримости общих преимуществ членства в ВТО. Однако количественные показатели, подтверждающие эти преимущества, на сегодня отсутствуют. Интернет-опрос, проводимый Министерством экономического развития и торговли РФ, показывает /5/, что положительно оценивают последствия присоединения России к ВТО примерно 28% респондентов. Среди них около 8% в качестве положительного момента отмечают возможность получения доступа к иностранным рынкам, около 7 % говорят о росте инвестиций в российскую экономику, и 13% считают, что членство в ВТО позволит использовать механизмы этой организации для решения торговых споров. Вместе с тем, 72% опрошенных отрицательно относятся к вступлению в ВТО. Среди опрошенных больше всего (48%) тех, кто утверждает, что российская промышленность не выдержит конкуренции с иностранными производителями. Увеличение инфляции прогнозируют примерно 10% опрошенных и об ограничении экономической свободы говорят около 14%. В условиях активизации переговоров по присоединению России к ВТО, которая наблюдается за последние годы, можно все чаще услышать пожелания о получении расчетных оценок последствий присоединения, как для отдельных отраслей, так и для экономики России в целом. Вряд ли эти пожелания могут быть реализованы. Более того, отраслевые интересы и интересы национальной экономики в целом могут конфликтовать между собой и друг с другом. И если экономика страны - члена ВТО может выигрывать от такого членства, то отдельные отрасли экономики этой страны будут испытывать сложности. Очевидно, что различные предприятия российской индустрии искусственного холода в результате присоединения России к ВТО тоже окажутся в неравных условиях, о чем говорилось выше, поэтому всем им надо быть готовыми как к положительным, так и к отрицательным последствиям такого присоединения.

Список литературы.

1. Приходько СВ. Проблемы вступления России в ВТО: Доклад на Ученом Совете Института экономики переходного периода 19 ноября 2002 г., М.: ИЭПП - 2002.
2. Федеральный закон о техническом регулировании №184-ФЗ от 27.12.2002//Собрание законодательства РФ № 52, 30 декабря 2002 г.
3. Российская национальная стратегия управления хладонами / Барабанов В.Г. Блинова, О.В., Зотиков B.C. и др. - СПб: Химиздат. 2003 - 56 с.
4. Бондарев В. М., Калнинь И. М., Романовский Н.В. и др. Проблемы развития холодильной промышленности России - пути решения // Холодильная техника, №№ 9-10; 2005.
5. Интернет-сайт www.rbc.ru

---

Опубликовано: Труды кафедры "Холодильная и криогенная техника" МГУИЭ
/Сборник научных статей под ред. профессора И.М. Калниня/ М.: 2006





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: